О торговле и экономике, которые являются фундаментом любых межгосударственных отношений, на минувшей неделе говорили в Сочи. Мой коллега Дмитрий Семченко расскажет о прошедшем там заседании Совета глав государств СНГ.
Они работали там, где другие отдыхают. Конгресс-центр, принявший сразу два саммита, удачно расположился между горами и Чёрным морем, которое древние греки называли «морем негостеприимных», потому что племена ахейцев и гениохов, живших как раз на этом самом побережье, как правило, съедали прибывавших сюда моряков. Такое отношение к гостям давно кануло в Лету. Впрочем, не курортные условия привлекли в Сочи рекордное за последние годы число лидеров стран постсоветского пространства. Приехали даже главы Туркменистана и Узбекистана, ранее обходившие своим вниманием саммиты СНГ. А значит, инициатива Президента Беларуси о трансформации Содружества в более влиятельную и эффективную структуру нашла отклик у коллег.
Правда, перед общим фото флаг Украины пришлось унести, хотя на прошлогоднем саммите СНГ в Бишкеке Киев был представлен на дипломатическом уровне. На этом фоне показательное преобладание рациональности над эмоциями продемонстрировали не разрешившие карабахский конфликт Азербайджан и Армения. Их лидеры даже сели рядом: пусть того и требовал алфавитный порядок. Казахстан и Кыргызстан тоже рядом (и по алфавиту, и на карте), но около президента Нурсултана Назарбаева вместо его коллеги – глава правительства. Алмазбек Атамбаев остался в Бишкеке, сославшись на непростую обстановку и возможные провокации перед президентскими выборами, хотя сам он в них не участвует. Но многие увидели в этом ироничное «алаверды». Дело в том, что накануне Нурсултан Назарбаев принял в Астане оппозиционного кандидата в президенты Кыргызстана и сказал, что соседняя страна нуждается в молодых лидерах. Атамбаев расценил это как вмешательство в дела своей страны и напомнил, что он и сам-то на 16 лет моложе Назарбаева, да и самый старший кандидат в президенты намного младше лидера Казахстана. Буквально перед саммитом на казахстанско-кыргызской границе начались сложности с пропуском в обе стороны. С молодым кыргызским премьером Назарбаев в Сочи не разговаривал, предпочитая компанию Президента Беларуси. Именно из этих кулуарных бесед и выкристаллизовались конкретные предложения по реформированию СНГ.
Александр Лукашенко критикует Содружество уже несколько лет. Остро, но конструктивно. Не для того, чтобы упразднить появившуюся на обломках СССР структуру, а для того, чтобы мощный потенциал организации давал конкретные результаты. Подписанные в Сочи документы о совместной борьбе с терроризмом, коррупцией и международной преступностью, конечно, нужны, но самое важное значение имеет экономика. Ближайшие задачи, по мнению белорусского Президента, равный доступ к госзакупкам и зона свободной торговли услугами. На прошлом саммите главы СНГ согласились, что объединение нужно адаптировать к современным реалиям. За это время часть малозадействованных и дублирующих структур уже упразднили. Второстепенные вопросы теперь будут решать на министерском уровне, чтобы Совет глав государств сконцентрировался на стратегии развития. Если образно сравнить СНГ с телефоном, то от большой трубки для разговора образца 90-х годов нужно прийти к современному смартфону. Разумеется, сохранится и классическая опция – переговоры на полях. В этот раз обстоятельный диалог был с президентом Узбекистана.
Знал бы прикуп – жил бы в Сочи. Если примерить крылатый афоризм к СНГ, то все карты не просто известны, но и в отличие от азартной игры равны. Козырь (то бишь председательство) выпадает не по слепому жребию или величине масти, а в алфавитной очерёдности. И если хоть один участник против какого-то решения – оно не будет принято. Даже статус учредителей Содружества получили не только основавшие его Беларусь, Россия и Украина, но и все позже присоединившиеся государства. Хотя в этот раз всё же были попытки изменить правила игры.
В кулуарах саммита нам удалось узнать один любопытный факт. На Совете министров иностранных дел, когда журналисты покинули зал заседаний, оставив руководство внешнеполитических ведомств с глазу на глаз, представители некоторых стран настаивали на том, чтобы пересмотреть квоты должностей в исполкоме СНГ. Дискуссия была жаркой, но белорусская сторона вступилась за те государства, чьё представительство могли урезать, тем самым оттолкнуть от Содружества. В итоге установленный порядок сохранится. Ведь не зря даже приостановившая своё членство в организации Грузия, тем не менее, остаётся участницей нескольких десятков принятых в СНГ соглашений: от взаимодействия в области гидрометеорологии до охраны авторского права. Такие бы равные условия и в Евразийский экономический союз – высший совет, которого прошёл в том же конгресс-центре.
СНХ. Василий Матюшевский, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Барьеры всё те же: есть ограничения в области взаимной торговли. Отдельный вопрос: транзит санкционных товаров через Россию, это беспокоит нас, беспокоит Казахстан. Здесь мы пытаемся найти технологическое решение этого вопроса. Есть понимание, что нужно делать, вопрос только в скорости принятия решений».
Не очень и со скоростью, с которой страны Евразийского экономического союза идут к единым рынкам газа, нефти и нефтепродуктов, а без них нельзя говорить о равных условиях для конкуренции предприятий. Впрочем, партнёры заверили, что снятие барьеров и ограничений – одна из главных задач этой интеграции. 1 января 2018 должен вступить в силу Таможенный кодекс экономического союза. Президенты обсудили цифровую повестку. В первую очередь – это перевод на цифру систем контроля за движением товаров. Договорились о сотрудничестве в сфере космических и геоинформационных услуг, затем быстро подписали документы. А вот споры в пресс-центре не утихали ещё долго. Журналисты из пяти стран Евразийского экономического союза не могли определиться о его сокращённом названии. ЕАЭС или ЕврАзЭС. Коллеги из центральной Азии уверяли, что из-за лингвистических особенностей, ЕАЭС для них почти непроизносимая аббревиатура, мол, и президенты их говорят ЕвраЗЭс. Другие парировали, что это название упразднённой Евразийской экономической комиссии и может возникнуть путаница. В итоге каждый писал по-своему, а мы обошлись без сокращений, полагая, что к следующему саммиту президенты и здесь придут к единому решению.
Подписывайтесь на нас в Telegram