О том, как польские власти водометами развеяли иллюзии тысяч беженцев о западном гостеприимстве – в документальном проекте ОНТ

О том, как польские власти водометами развеяли иллюзии тысяч беженцев о западном гостеприимстве – в документальном проекте ОНТ

Жить и работать на своей земле – ценность этого по умолчанию не понимаешь. Но есть люди, которые об этом могут рассказать, которых лишили дома, мира, родины. Приступ беженства. Так называется новый документальный проект ОНТ, который наши журналисты подготовили к годовщине событий на белорусско-польской границе. Где польские власти продемонстрировали звериную жестокость в намерении не пустить к себе беженцев. Хотя на словах заявляли о готовности принять и помочь. Ведь именно Запад превратил в руины Сирию, Ирак, Афганистан, именно из этих стран шли беженцы.


На деле силовики пустили в ход водометы, удушающий газ. И неизвестно, скольких беженцев с той стороны границы избили до смерти. Трупы то и дело выбрасывают до сих пор. У нас же власти срочно организовали помощь. Для этого переоборудовали торгово-логистический центр, где люди жили в тепле. Для обеспечения всем необходимым – от еды до памперсов – оперативно подключились различные организации: «Красный крест», МЧС, депутаты и сенаторы. Огромная нагрузка легла на Гродненский облисполком.

Как это было?  И что теперь?

Анатолий Глаз, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси: «В те дни в пограничной зоне области работало 70–80 и более иностранных журналистов ежедневно. Многие вели прямую трансляцию, и все это было видно. Все это было как на ладони. Один из польских депутатов, даже впоследствии, спустя месяц, заявил, что эту медийную войну белорусы у нас выиграли. Но дело в том, что мы не воевали. Просто были открыты, порядочны и честны».

По ту стороны границы, в Польше, совсем другая ситуация. Ни прессу, ни волонтеров – никого не пускают. Что происходит там, мир не знает. Зато по ночам на всю мощь работают яркие прожекторы и громкие динамики. Световые и звуковые волны бьют в сторону Беларуси. Такие пытки бессонницей оказывают сильнейшее психологическое давление.

Амина, беженка (Ирак): «Если бы мы знали, что будет такая ситуация, то мы бы не рисковали. Я беременная и с детьми никогда бы не решилась на такую поездку. Это ненормально. Может быть, для Польши защищать от нас свои границы таким образом – это норма, но разве так можно поступать с детьми и с женщинами? Этот год для нас был очень тяжелый. Я могу его сравнить только с 2014 годом, когда ИГИЛ устроил геноцид нашей нации».

Фадель Нассер Салмин, житель Гродно: «Это просто обман, они просто соблазнили людей – "приезжайте к нам". Может, это просто назло России или назло Беларуси. Но это неправильно вообще. Дайте им визу! Пусть приезжают законно, а не пускать собак. Бить этих людей, выкидывать в болото, в лесу».

Только спустя неделю после прибытия беженцев на границу Евросоюз наконец-то очнется. Состоится телефонный разговор между Александром Лукашенко и Ангелой Меркель. И как пояснит Президент, у людей наконец появится надежда.

Наталья Эйсмонт, пресс-секретарь Президента Беларуси: «В ходе первого разговора с Ангелой Меркель механизм, который предложил Президент, был следующий: Европейский союз создает гуманитарный коридор для двух тысяч беженцев, которые находятся в лагере. Минск возьмет на себя обязательства содействовать в возвращении на родину оставшимся пяти тысячам мигрантов. Ангела Меркель, согласно договоренностям, будет вести переговоры с ЕС, в том числе по организации гуманитарного коридора в Германию».

Следующая беседа между Минском и Берлином должна пройти через два дня, 17 ноября, и кажется, что сейчас вот-вот все разрешится. Но за день до переговоров случается непредвиденное.

Столкновения днем 16 ноября, начинаются на этом участке. До прямых контактов не доходит. На белорусскую территорию летят светошумовые гранаты и струи перцового газа. До сих пор не ясно, с чего и с кого вдруг начался конфликт. Эмоциональное напряжение в тот день было настолько велико с обеих сторон, что в какой-то момент у кого-то просто сдали нервы.

Горячая южная кровь буквально закипает. Люди загнаны в угол, измождены и истощены, они не понимают, за что с ними не так. Эмоции зашкаливают. В какой-то момент сверху польется вода. Это не дождь – прицельно бьют водометы.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анатолий Занкович