О ситуации с самолётом Ryanair, роли Telegram и санкциях ЕС: заявление Лукашенко и мнения экспертов

О ситуации с самолётом Ryanair, роли Telegram и санкциях ЕС: заявление Лукашенко и мнения экспертов

Воскресение, понедельник, вторник пронеслись как один день. Мы услышали всех, кроме Лукашенко. Сказать, что ждали именно его комментария, значит не сказать ничего. Президент Беларуси выждал, когда информационное цунами пройдёт, когда на руках будут не эмоции, а факты. А ещё дал последний шанс западным дипломатам сохранить лицо перед аргументами здравого смысла. А дальше шаг за шагом разложил картину происходящего. 


2018-й, в России вне закона становится мессенджер Telegram. Почему это важно? Потому что дальше всё разворачивается по классическому сценарию – есть запрет, об этом говорят, а значит, популярность приложения растёт. Причём у всей русскоязычной аудитории. Расползается слух: «Раз государство его запрещает, оно хочет что-то скрыть». Никто уже и не помнит, что суть конфликта изначально была в хранении пользовательских данных. Telegram-каналы – это вроде как удобный способ получать информацию, но кто автор, насколько сведения достоверны, каков мотив распространения той или иной информации? А между тем всплеск уличной активности в Беларуси после президентских выборов получил название первой Telegram-революции.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Чтобы понять и оценить явления и факты, их надо рассматривать во взаимосвязи и взаимозависимости. А для этого нужно начинать хотя бы с пандемии и выборов».

В период, когда пандемия только началась и люди по всему миру были в панике, потому что никогда не сталкивались ни с чем подобным, Telegram в жизни белорусов сыграл ключевую роль. Стали появляться каналы, где критиковали действия властей как недостаточные при такой угрозе. Это было несложно, учитывая, что Беларусь своим путём пошла одна против остального мира, а люди были попросту напуганы и охотно верили в то, что умерших больше и правду от них скрывают. Даже не задумываясь при этом, что по их логике это делает всё то же государство, которое при любых экономических сложностях, санкциях и пандемиях поддерживает многодетные семьи, чтобы белорусов, наоборот, становилось больше. 

Лучший способ отвлечь людей от собственных проблем – переключить их внимание на чужие. Это лишь один из мотивов. По сути, небольшая Беларусь, в которой нет в избытке ни нефти с газом, ни золота с алмазами, сама по себе не особенно интересует коллективный запад. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Хочу напомнить, что один известный Telegram-канал, родившийся на нашей проблематике, уже во всю работает против России».

Но есть и частные интересы: кто-то финансирует протесты, чтобы задёшево скупить госсобственность в момент переворота, кто-то в принципе на этих протестах зарабатывает. И уж все те, кто призывает белорусов то не работать, то штурмом брать СИЗО, то европейские структуры и отдельные компании просит подключиться к санкциям против нашей страны, уж точно не о благополучии людей радеют. И всякий раз в преддверии саммита ЕС они старательно подыскивают новый повод. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «У меня есть неопровержимые доказательства того, что накануне этого саммита шёл спор: ставить в повестку дня, не ставить. Потому что не было единства, потому что в ЕС хоть немного, но есть здравомыслящие люди, понимающие, что происходит, и они не могли договориться о введении против нас санкций». 

Но неделю назад, когда в Минске из-за угрозы теракта сел европейский борт, европейцы договорились. Причём быстро, как никогда. Чтобы осудить власти Беларуси, им не понадобились даже доказательства. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Они требовали от нас международного расследования, а когда мы согласились, было всё на ваших глазах. И когда мы согласились, они быстро сами отказались». 

Отказались даже быстрее, чем пилот злополучного лайнера принял решение о посадке в Минске. Он почти успел долететь до конечной точки маршрута – до Вильнюса, но у самой границы принял решение развернуться. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Решение принимали не мы! По всем правилам и инструкциям решение принимает командир экипажа, и полиция Литвы, заметьте, данный факт признала, но почему командир экипажа решил посадить самолёт в Минске? Надо спросить у него». 

Ответ, мол самолёт был посажен МИГом, в смысле истребителем, Беларусь заранее не принимает. Да, он сопровождал борт, но в подобной ситуации – это необходимость, а не угроза. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Он должен был не допустить отклонения гражданского судна со взрывчаткой от курса. Если вдруг что-то случилось, он должен был передать спасателям координаты. Кому это надо объяснять? Поэтому не надо меня упрекать, я действовал по закону, защищая своих людей, так будет и впредь!»

Ни Литва, ни Польша, ни Украина не изъявили желания принять возможно заминированный самолёт у себя. И так же почти синхронно эти страны закрыли своё воздушное пространство для белорусской авиации. И что парадоксально – не для военной, а для гражданских бортов. Главе «Белавиа» только и остаётся взывать к справедливости посредством социальных сетей. На своей странице в Facebook он обещает не сокращать штат, несмотря на отмену рейсов, и напоминает, что именно «белорусские васильки» помогали европейцам вернуться домой, когда их авиакомпании остановились из-за коронавируса. И знаете, а ведь в комментариях к этой явно негативной для белорусов новости есть место злорадству. Только его источники, как правило, за границей – и страны, и здравого смысла.

Вадим Гигин, декан факультета философии и социальных наук БГУ: «Что происходит? Белорусов, Беларусь в западной пропаганде "расчеловечивают". То есть лишают образа нормальных людей – и нас, и россиян… Для чего это делается? Готовится образ врага. Для гибридной, а возможно, не только для гибридной войны». 

Елена Пономарёва, профессор МГИМО (Россия): «В белорусском кейсе это очень хорошо видно. Не сами государства принимали решение в этой ситуации, а их фактически подписали, заставили, обязали, вынудили подписаться под мнением каких-то еврочиновников. И Россия, Беларусь, Китай – это форпосты суверенности в современном мире, которые нужно всячески развивать, оберегать и показать, что можно жить достойно, честно и самостоятельно».

Ещё один инструмент, которым админы деструктивных каналов не брезгуют, – вбрасывание заведомо ложных фактов. Пока их опровергнут, пройдёт время, да и опубликуют это другие источники. Так было и с тем, что с самолёта сошли сотрудники КГБ, которые якобы провели всю эту операцию с минированием ради одного единственного борца за права белорусов. Только по нашим законам его деятельность трактуется иначе. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вне зависимости от того, была бы или нет в самолёте взрывчатка, но, если бы службы мне доложили, что на этом борту – террорист, я бы незамедлительно отдал приказ о посадке борта и изъятии мерзавца из самолёта».

Его называют невинной жертвой, независимым журналистом, но, по информации спецслужб, да и сам он этого не скрывал, у Романа Протасевича за плечами – военный опыт на Донбассе в составе ультранационалистического батальона «Азов», а это уже статья за наёмничество. Но куда больший срок ему может грозить за создание экстремистского Telegram-канала. На том же рейсе задержали и россиянку с белорусским видом на жительство, которая вела другой канал – с личными данными и призывами расправы над всеми, кто так или иначе поддерживает действующую в Беларуси власть. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «В ближайшее время мы вам представим, как и всей общественности, всё, что они наговорили. В том числе и недавно задержанные». 

Но факты – ничто для тех, кто и не собирался слушать. Беларусь пытаются физически изолировать от остального мира. Просто представьте, что следующим шагом запада станет, к примеру, непризнание страны. Еврочиновники и беглая белорусская оппозиция, конечно, будут уверять, что это делается для блага белорусов, но мы то с вами по всему ощутим, что это как раз против нас и с единственной целью: чтобы белорусы своими же руками развалили собственную страну. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «От белорусов требуется одно: правильное понимание ситуации и единство в обществе. Всякие санкции – временные трудности, мы с ними справимся, как это было до сих пор». 

Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Мы в правительстве реалисты, мы понимаем, что санкции не будут безболезненными, но суверенитет и независимость никогда не давались легко».

Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Меня искренне удивляет лицемерие деятелей, которые заявляют, что санкции точечные, они только для того, чтобы наказать режим. На самом деле санкции уже не касаются режима. Они касаются жизни каждого белоруса, они четко нацелены на разрушение экономики».

В конечном итоге белорусам самим решать свои проблемы – так должно быть. Жаль только, что многие из них тоже создают наши сограждане. Впрочем, здесь есть определённая логика: действуют они как раз в интересах тех стран, где сами выбрали жить. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Наталья Стельмах
География:
Беларусь