В пятницу мир отмечал Международный день слепых. Для 124 миллионов человек на планете, которые по разным причинам потеряли зрение, это, конечно, не праздник, но для зрячих – хороший повод задуматься, как мы можем помочь этим людям быть в полной мере интегрированными в общество.

В пятницу, 13 ноября, мир отмечал Международный день слепых. Для 124 миллионов человек на планете, которые по разным причинам потеряли зрение, это, конечно, не праздник, но для зрячих – хороший повод задуматься, как мы можем помочь этим людям быть в полной мере интегрированными в общество.

Один из способов интеграции – работа. В Беларуси сейчас официально 11 тысяч инвалидов по зрению. Из них примерно половина в трудоспособном возрасте. Если они работают, то либо массажистами, либо занимаются неквалифицированным механическим трудом. Но что делать тем, кто чувствует в себе интеллектуальный потенциал?

Брестчанка Наталья Ковалевич с детства знает цену каждому счастливому мгновению. Она родилась абсолютно слепой, позже врачи диагностировали ДЦП. Отучилась в школе для незрячих, сдала экзамены и высокими баллами поступила на исторический факультет Брестского университета. Бюджетное отделение.

Наталья Ковалевич: «Спрашивали, как вы будете учиться, чтобы вы будете делать? Мама говорила: учиться будем всем миром, всем миром будем помогать!»

Все лекции – на диктофон, информацию из учебников озвучивал нанятый чтец. Через пять лет – красный диплом. И Наташа решила, что будет учителем, тем более что практику ей удавалось проходить именно в школе. Но в отделе образования разводили руками…

Наталья Ковалевич: «Интересовало только то, как я буду журнал заполнять, хотя я говорила, что это можно сделать с помощью компьютера, как я буду карты показывать детям».

Возможность вести уроки Наталье всё же предоставили – детям в местной больнице. Занятия в столовой по 35 минут несколько раз в неделю. Через три года девушка решила: пора что-то менять.

Наталья Ковалевич: «Я сначала нашла себе репетитора по математике».

Она готовилась к поступлению на юридический в БГУ. Собиралась переехать в Минск, несмотря на волнения матери. Причём математику сдала на 90 баллов. В Минске ей дали общежитие, здесь появились друзья, через полгода она уже самостоятельно добиралась из микрорайона Малиновка в центр Минска на общественном транспорте.

Наталья Ковалевич: «Юрфак связан не только с государственными структурами, но и, может, кто-то нестандартно немножко мыслит, и будет проще устроиться…»

Несмотря на высокие оценки при поступлении, второе высшее образование можно получать только платно. На первых курсах помогали друзья и мама, дальше пенсии стало не хватать. Наташа каждый месяц ищет спонсоров, сейчас у неё открыты два благотворительных счёта. Она уже пятикурсница, но хватит ли средств закончить университет, пока непонятно. Девушка ищет работу, звонит по всем объявлениям, и её приглашают на собеседования, до того момента, как узнают, что Наталья не видит…

Когда-то в свой адрес такие слова слышал и ныне успешный адвокат из Уфы Кирилл Шварц. Слепого студента четвёртого курса никто не воспринимал всерьёз, пока тот не выиграл в Верховном суде безнадёжное, по мнению юристов, дело пенсионерки-инвалида. У женщины пытались отобрать квартиру. На все заседания Кирилл приходил со специальным прибором – своеобразным сканером, который переводит все документы в электронные файлы, а затем даёт возможность слепому человеку их прослушивать. Такие используют многие незрячие люди.

У Кирилла Шварца сейчас большая практика в Уфе. К слепому юристу из Казани Эдуарду Иванову обращаются со всей России, а слепой адвокат из Испании Габриэль Перес скоро станет судьёй.

И это далеко не все примеры, которые и вдохновляли Наталью, когда она выбирала юридический. А что касается работы с документами, мы лично убедились, что современные технологии творят чудеса. Вот Наталья проверяет свои странички в социальных сетях, делает домашнее задание, читает книги, готовит и ходит в магазин. Но в справке, которую выдаёт медицинская экспертная комиссия, есть строчка – необходимы особенные условия труда. Когда работодатель доходит до этого пункта, надежды снова рушатся…

За помощью инвалиды по зрению сегодня обращаются в товарищество слепых. Именно здесь помогают устроиться на работу. Часто это место на предприятии «Светоприбор», где необходим монотонный механический труд. Некоторые решают закончить специальный колледж и устроиться массажистами. Из-за особенностей болезни – из-за ДЦП плохо двигаются кисти рук –Наталье ни та, ни другая работа не подходит. Узнав про девушку, в организации говорят: случай уникальный. За последние 10 лет таких активных людей с абсолютной слепотой и двумя высшими образованиями можно пересчитать по пальцам.

Михаил Антоненко, заместитель председателя Центрального управления Белорусского товарищества инвалидов по зрению: «Пока ещё наниматель воспринимает слепых людей как людей, нуждающихся в помощи, какой-то пенсии, других содействиях, но не видит в нём прекрасного работника, усидчивого, дорожащего рабочим местом».

В белорусском законодательстве есть всё, что может помочь Наталье найти работу, что называется, по уму. В стране действует несколько программ реабилитации инвалидов.

Олег Токун, начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты: «Самая интересная и полезная программа – это программа адаптации инвалидов к трудовой деятельности на конкретном предприятии. Её суть заключается в том, что наниматель принимает инвалида на работу, а служба занятости компенсирует на этот период заработную плату инвалида нанимателю».

Но пока немного компаний готовы рискнуть и взять в штат слепого сотрудника. Исключение разве что для творческих специальностей. Слепая певица Патриция Курганова закончила университет Культуры и сейчас преподает вокал в музыкальной школе. И находит время и для собственной карьеры и даже для участия в конкурсах. Несколько лет своё право на рабочее место доказывал Валерий Ананьев, правда, смеётся он, это было ещё в прошлом веке.

Валерий Ананьев, научный сотрудник Центра социологических и политических исследований БГУ: «Сразу после окончания университета в 1988 году».

Он закончил курсы молодого лектора, устроился в БГУ заведующим кабинетом и настойчиво просил, чтобы ему позволили читать лекции. С инвалидностью второй группы простоял перед аудиторией 10 лет. Сейчас работает в центре социологических и политических исследований. Готовится защищать кандидатскую. Тема – социальная реабилитация инвалидов.

Валерий Ананьев, научный сотрудник Центра социологических и политических исследований БГУ: «Наши инвалиды по зрению не всегда готовы к тому, чтобы быть равными. Это значит иметь не только равные права, но и равные обязанности: если ты плохо работаешь, пожалуйста, сиди без работы».

Работать так же, как и все, и стать первым в Беларуси незрячим юристом готова и Наталья Ковалевич. Главное, чтобы для неё наконец нашлось первое дело, над которым она готова работать даже бесплатно.

Наталья Ковалевич: «Сталкивалась в жизни с людьми, которые из-за своих каких-то недостатков из-за того, что у них не было стремления, просто пропали в жизни, и я такой участи не хочу».

В конце концов, говорит Наталья, символ правосудия Фемида всегда слепа. И, возможно, это может стать хоть какой-то привилегией для таких, как она, – с хорошими юридическими знаниями, но с физическим недостатком.

Те, кто лишены возможности видеть, сегодня меньше всего хотят к себе особенного отношения. Чтобы преодолеть стереотип об инвалидности и об особенном отношении к таким людям, получается, что незрячим людям нужно помочь видящим открыть глаза.

Подписывайтесь на нас в Telegram