Завтра, 5 июня, Президент Беларуси проведет переговоры с премьер-министром Венгрии. Он прибудет в нашу страну с официальным визитом. Это новый этап в развитии белорусско-венгерских отношений и первая международная встреча после паузы из-за пандемии. Тем более что в Венгрии именно глава правительства является ключевой фигурой исполнительной власти. Да и в масштабах ЕС Виктор Орбан – политик весьма заметный, известный своей принципиальной позицией по актуальным вопросам. Многие подходы венгерского премьера в реагировании на современные вызовы, надо сказать, разделяют и в Беларуси. Впрочем, у Минска и Будапешта и без политики достаточно много точек соприкосновения.
На улицах Будапешта жизнь будто и не останавливалась. Кафе и рестораны работают в обычном режиме. Открыты магазины, горожане наслаждаются тёплой погодой. Венгерская столица готова принимать заскучавших по её невероятной атмосфере туристов.
К эпидемии коронавируса Венгрия подготовилась одной из первых в ЕС - с закрытием внешних границ и режимом чрезвычайной ситуации. В стране ввели уголовную ответственность за распространение ложной информации о вирусе, а у правительства появились неограниченные возможности по приостановке любых законов и принятию любых оперативных решений. Такое право премьер-министру дали депутаты. В парламентской республике Венгрии именно народные избранники являются главной политической силой. Наверное, поэтому Национальное собрание находится в лучшем месте на берегу великого Дуная, являясь настоящей визитной карточкой и страны и столицы.
133 из 199 мест в парламенте принадлежит сегодня Венгерскому гражданскому союзу, или партии ФИДЕС, лидером которой является Виктор Орбан. Премьер-министр руководит страной с 2010 года. В Европе он имеет репутацию довольно жёсткого политика, который последовательно отстаивает позиции Венгрии внутри Евросоюза. Он прямо критикует либеральную политику ЕС и по-прежнему отказывается принимать мигрантов на свою территорию, открыто объявляя на европейских саммитах, что его примеру должны последовать и остальные.
Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии: «Мы должны реконструировать европейскую демократию. И я надеюсь, что сейчас мы сделаем шаг в сторону восстановления демократии и, наконец, сделаем то, о чем действительно просит народ. И я думаю, что люди просят о двух вещах. Во-первых, не пускать сюда мигрантов. Мы должны и можем их остановить. А во-вторых, те, кто находится внутри, должны быть возвращены обратно. Такова воля народа».
Коллеги не перестают злиться на Орбана за такой подход, но не могут не отметить, что проблемы мигрантов в Венгрии практически не существует. Впрочем, не только за это сами венгры поддерживают нынешнее руководство страны. Одним из внутренних приоритетов партия Орбана называет социальную политику. На госпрограммы по поддержке молодых семей и фермеров в год выделяется по полмиллиарда евро. Еще один приоритет – развитие связей со своими восточными соседями.
Дружеские, доверительные, имеющие добротный, надёжный фундамент. Так отношения Минска и Будапешта характеризует белорусский посол.
Александр Пономарёв, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Венгрии: «Отношениям нашим двусторонним скоро 30 лет. 20 лет существует белорусское посольство, 13 лет венгерское посольство на белорусской земле. За это время мы не только подружились, но и установили надежные мосты. Экономический спектр – он доминирующий. У нас экспортируется 180 позиций. При этом структура товарооборота сбалансирована, у нас устойчивый рост».
Сегодня Венгрия – это крепкий европейский середнячок, который стремится войти в пятёрку самых удобных для жизни стран ЕС. Она строит атомные энергоблоки с Россией по такому же проекту, как и Беларусь, пытается возродить такие промышленные бренды, как «Икарус», активно сотрудничая с китайскими инвесторами. И, конечно, развивает свои промышленные отношения с Беларусью, главным символом которых является трактор минского завода.
Со времён Советского Союза и по сегодняшний день сюда продано больше 130 тысяч белорусских тракторов. МТЗ удерживает лидирующие позиции на рынке, лишь немного уступая американцам и оставляя далеко позади остальных конкурентов. Продажи составляют около 700 тракторов в год. МТЗ имеет под Будапештом крупнейший в Европе торгово-сервисный центр.
Ещё один крупный проект в Венгрии реализует белорусско-швейцарский завод Stadler. Белорусы за три года должны изготовить 40 двухэтажных электропоездов для национальной железной дороги. Бюджет предоставляет Евросоюз. Первые составы – уже в Венгрии.
Золтан Дунаи, директор венгерского отделения Stadler: «Минский филиал – это хорошо налаженное производство. Они уже серьезную заявку сделали. Они построили такие поезда, но широкой колеи, для аэроэкспресса в Москве. И я думаю, что они очень хорошо себя зарекомендовали. И здесь, на вернегрском рынке, я думаю, что пассажиры и железнодорожники будет очень довольны этими поездами, когда они выйдут на линии».
Вообще кооперации должно быть больше, уверены партнёры. Венгрия, к примеру, известна своей фармацевтикой, здесь хорошо знают белорусскую инженерную продукцию. Наблюдатели предсказывают, что предстоящий визит будет знаковым во всех отношениях.
Енё Фаллер, инвестиционный агент, заместитель генерального директора компании Valor: «Это важный визит геополитического характера. Тут встречаются лидеры двух народов, которые очень важны в Европе и играют важную роль в геополитическом масштабе».
Александр Лукашенко и Виктор Орбан уже встречались, но возможность обстоятельно и детально обсудить белорусско-венгерские отношения завтра будет впервые. Речь, конечно, пойдёт и сотрудничестве между Минском и Европейским союзом. Нынешний комиссар по расширению и политике добрососедства, который отвечает за Восточное партнёрство, Оливер Вархели, еще недавно был представителем Венгрии при ЕС, доверенным лицом Виктора Орбана в столице Европейского союза.
Подписывайтесь на нас в Telegram