Новые больницы и предприятия, проверка почвы и продукции: как Беларусь восстанавливает районы после аварии на ЧАЭС

Новые больницы и предприятия, проверка почвы и продукции: как Беларусь восстанавливает районы после аварии на ЧАЭС

Возможность жить на своей земле, не потерять с ней связь – это главное достижение долгих лет борьбы и многосерийных затратных чернобыльских программ.  


Но они того стоили. И сегодня Президент требует не останавливаться и завершить большое дело – не откладывая на потом, чтобы наше поколение оставило потомкам чистое наследие.

Нужно как можно быстрее вспахать землю и посеять пшеницу, тритикале, рожь, кукурузу. Погода наконец-то наладилась после нескольких дождливых недель. Энергонасыщенные тракторы работают в полях днем и ночью. В хозяйстве «Роднянский» землю вовсю засевают злакобобовыми смесями и разнотравьем. Они станут отличным кормом для поголовья.

Сергей Мартышевский, директор сельхозпредприятия «Роднянский»: «Мы любим свою землю и бережем каждый клочок. В сельском хозяйстве работал мой дедушка, отец отработал всю жизнь, и я остался. Где родился, там и пригодился».

Если не указывать в титрах и не говорить, где так активно идет посевная и люди радеют всей душой за землю и урожай, то ничего не укажет, что в районах, сильно пострадавших от Чернобыльской аварии. Эта фраза – «где родился, там и пригодился» – девиз и Татьяны Струк. Она тоже руководит сельхозпредприятием, но уже в Чечерском районе. Из-за аварии к землям здесь и сегодня особый подход.

Как и в Климовичском, где пастбища проходят радиационный контроль. А вот так почвоведы собирают образцы земель, чтобы понимать: пригодна ли почва для посевов и выращивания зерна и кормовых трав.

Т.е. нюансы есть, но жизнь в «чернобыльских» районах идет своим чередом. И жители, по сути, уже не предаются трагическим воспоминаниям 36-летней давности.

Этих людей волнует настоящее и будущее. Ведь с прошлым, которое оставило свой радиационный и эмоциональный фон, они научились жить. Не без помощи, конечно. На преодоление последствий катастрофы страна потратила почти 20 миллиардов долларов. И восстановление продолжается – идет уже шестая по счету госпрограмма. Чем помочь еще? Спросит по прилете Александр Лукашенко. А затем перейдет к обсуждению насущных тем. Здесь же, в поле.

Т.е. нужно зарабатывать и подавать пример другим регионам, несмотря на «дотационный» статус. Что до посевной, то Александр Лукашенко все же поторопит аграриев. Уже по всей стране. Ведь топлива, семян, удобрений, особенно калийных – в достатке. Дело за малым: не выбиться из графика.

Обсудили и мелиорацию. Об этом способе увеличения посевных площадей Александр Лукашенко регулярно напоминает чиновникам и аграриям. Беларусь не может позволить себе терять земли. Только возвращать. И это работает.

Благодаря мелиорации в том же Климовичском районе за прошлый год в севооборот ввели 600 гектаров земель. С начало этого – плюс 160 гектаров.

И эти люди в пострадавших от ЧАЭС районах самоотверженно трудятся. В поле, на фермах, заводах. Средняя зарплата на сельхозпредприятии «Отор», которое посмотрел Александр Лукашенко, почти полторы тысячи рублей. Прибыль растет. Все выпускаемое молоко сорта экстра. А вот на кондитерской фабрике, уже в Наровле, городе, который до сих пор сильно ассоциируется с аварией на ЧАЭС, работают более 300 человек. Проверяют на радионуклиды не только сырье, но и готовые сладости. В месяц их делают 270 тонн.

Анна Седун, начальник производственной лаборатории кондитерской фабрики «Красный мозырянин»: «Вся продукция, которая производится на фабрике, также проходит исходящий контроль и получает удостоверение качества, подтверждающее отсутствие радионуклидов в этой продукции».

Многоуровневый радиологический контроль, прежде чем попасть в цех, проходит и каждое дерево в Наровлянском спецлесхозе.  Сначала измеряют фон.

Если случаются отклонения, то достаточно убрать кору (это основной накопитель радиации) – и древесину можно использовать. Но основные выводы делают в лаборатории: щепу помещают в гамма-радиометр.

А вот в местной поликлинике есть счетчик, который считает уровни излучения человека. Результат исследования на содержание в организме радионуклидов появится через минуты три. Но основной акцент – на диагностике. Недавно приобрели УЗИ-аппарат. Пациентам больше не нужно ездить в областной центр. На «областном» уровне и больница в Чечерске, которую посетил Александр Лукашенко.

В больнице есть компьютерный томограф, выполняют даже малоинвазивные вмешательства. На поток лапароскопические операции поставил молодой главврач. И все это явно не зря. Жители связывают свое будущее с родиной.

Президент не мог не зайти к маленьким пациентам больницы. И, конечно, с большими корзинами подарков. Искреннее пожелание Главы государства «не болейте» звучало в каждой палате. Того же врачи практически «потребовали» и от Александра Лукашенко.

А ведь когда-то именно Александр Лукашенко своим решением возвращать пострадавшие районы к жизни мотивировал и жителей не опускать руки. От реабилитации территорий к устойчивому социально-экономическому развитию шли шаг за шагом. Последовали за Президентом, вспомнит Александр Лукашенко во время общения с жителями Чечерска. Глава государства никогда не избегал ни чернобыльскую тему, ни посещений пострадавших районов.

По сути реабилитация началась в середине девяностых. Проводили газ, строили социальные объекты, занимались оздоровлением. В начале нулевых начинается использование ресурсов региона. В Гомеле открывается научно-практический центр радиационной медицины. Особое внимание Главы государства – сельской местности. В середине нулевых принято решение о строительстве кукурузокалибровочного завода. 20-я годовщина аварии – 2006. Идет переспециализация АПК. В 2010 появляется первый агрогородок страны – и это Езеры в пострадавшем от аварии Чериковском районе Могилевской области. Спустя год в Лунинце, который тоже столкнулся с последствиями аварии, Александр Лукашенко открывает новое здание больницы. В расписании Главы государства были и Климовичи, и Наровлянский район, и Брагин. Эти кадры поездок Президента – большая и непростая история восстановления земель.

А Чернобыль дорого стоил Беларуси. Масштаб трагедии, понятно, не передадут цифры, но все же. Ущерб – примерно 235 миллиардов долларов. На территориях радиоактивного загрязнения оказалось больше 3,5 тысяч населенных пунктов. Почти пятьсот исчезли с карты. А 140 тысяч человек были вынуждены покинуть малую родину. В Чечерске Александр Лукашенко возложил цветы к памятнику отселенным деревням.

С Чернобыльской катастрофой для белорусов особый смысл приобрели слова «радиация», «зона отселения», «ликвидаторы», «чернобыльцы». И это слово даже спустя 36 лет режет слух. Президент предложил перестраивать мышление – и относительно льгот, которые останутся, и по поводу лексики.  

И лишь раз в год вспоминать о своем особом статусе жителей пострадавших районов. Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы для молодого белорусского государства стало беспрецедентным вызовом, который приняли и справились.

Подписывайтесь на нас в Telegram