Новую коллекцию формируют в «Несвиже»: она посвящена началу XX столетия в имениях Радзивиллов

Новую коллекцию формируют в «Несвиже». Она посвящена веку «пара и железа» в имениях Радзивиллов. Один уникальный передвижной артефакт начала XX столетия уже прибыл из США. Сейчас заняты выявлением сопутствующих к нему аппаратов. Места хватит. Территория Национального музея-заповедника – в год его 25-летия увеличилась на гектар. 

Новую коллекцию формируют в «Несвиже». Она посвящена веку «пара и железа» в имениях Радзивиллов. Один уникальный передвижной артефакт начала XX столетия уже прибыл из США. Сейчас заняты выявлением сопутствующих к нему аппаратов. Места хватит. Территория Национального музея-заповедника – в год его 25-летия увеличилась на гектар. 

Без прогресса таким был бы трактор «Беларус». «Паровое авточудо» – говорили ещё сто лет назад о локомобиле. Уж нет американской фирмы Frick Co. Однако поставки её продукции из-за океана продолжаются в музеи. За подобную стальную конструкцию в Нидерландах сегодня просят около €20 тыс. У того артефакта износ выше. Сделка «Несвижа» гораздо выгоднее, уверяют. Экземпляр Eclipse единственный в Беларуси.

Владимир Королёнок, научный сотрудник Национального музея-заповедника «Несвиж»: «Мы кажам пра 1914 год. Больш за тое, у пашпарце аб’екта ёсць не толькі месяц, але і дзень, калі ён быў створаны, калі ён быў прададзены. Выкарыстоўвалі такія лакамабілі ў Радзівіламонтах і Цімкавічах. Гэта ўсё недалёка ад Нясвіжа. Канешне, каб працаваць з такой машынай трэба мець майстра».

«Энергия на колёсах» – с 24 июля 1914 года. Собрана за четыре дня до войны, Первой мировой. Эксперты оценили состояние локомобиля как «удовлетворительное». Утрачены лишь незначительные элементы. Минимальная реставрация и можно снова орать землю, сеять, молотить зерно. Участь артефакту уготована не на складе исторических реликтов. 

Сергей Климов, директор Национального музея-заповедника «Несвиж»: «Площадка изначально планируется такой «провокацией» замка. То есть полный антипод замка. Не будем делать какие-то евроремонты. Останется промышленная архитектура, лифты. Здание будет подготовлено для интерактивных экскурсий. Этот проект мы финансируем сами».

Комплекс армейских казарм конца XIX века. С сентября 1939 и до сих пор под этими сводами был молокозавод. «Внутри – Хичкок бы оценил!»,  – замечает в шутку один из самых эффективных культурных менеджеров страны. Ломать нельзя. Только реконструировать. Памятник эклектики. Срочно укрепляют красно-кирпичную кладку. 

Индустриальное наследие – это территории, которые часто близки к центру города. Для сохранения «лица» очень важна реновация таких объектов. Причём, здесь нужен комплексный подход: не только стены, но и весь квартал должен преобразиться.

Атмосферу эпохи «промышленной революции» воссоздадут на гектаре земли. В единственном белорусском городе под охраной ЮНЕСКО вновь проложат бывшую улицу Забрамную. Пока проход закрыт. Шлагбаум. Лет через пять (максимум) локомотив на всех парах покинет музейный гараж. Новые поколения узнают, откуда взялся трактор.        

Подписывайтесь на нас в Telegram