Бесконечные караваны «белорусских верблюдов» направляются в Украину. Чтобы их остановить Верховная Рада строит законодательный барьер. Это не сюжет писателя-фантаста про альтернативную реальность. Это экономическая действительность.
Дело в том, что «верблюдами» прозвали белорусов, которые оформляют на себя купленные в Евросоюзе автомобили, а потом доставляют их в Украину в режиме временного ввоза. Соседи массово пользуются серой схемой, чтобы не платить высокую растаможку.
С начала года в Украину с уплатой таможенных пошлин ввезли 50 тысяч машин, в это же время из Беларуси без пошлин привезли 350 тысяч. И хотя по закону временный ввоз действует лишь в течение года, украинцы и потом продолжают пользоваться оформленными на белорусов машинами. Прокуратура уже предупреждала наших граждан. Если они ещё раз когда-нибудь поедут в Украину, то за просрочку временного ввоза автомобилей им грозит штраф 650 долларов. Но любителей лёгкой наживы это не остановило. В Брестской и Гомельской областях посредники собирают целые автобусы местных жителей – везут их на границу, обещая всего 20 долларов за оформление машины. Украинские депутаты исправляют закон, они рассмотрели документ в первом чтении и обещают, что правила временного ввоза ужесточат уже в сентябре.
Тем временем Беларусь упрощает налоговую систему, чтобы в итоге заработать больше. Новый кодекс на подходе. Ожидается, что индивидуальным предпринимателям и физлицам разрешат платить налоги в рассрочку. Дедлайн сдвинут. Крайний срок подачи декларации перенесут с 1 марта на конец месяца, а уплаты подоходного налога с 15 мая на 1 июня.
А если у предприятия возникнет задолженность, то его счета не заморозят на следующий день, как это происходит сейчас, а дадут на исправление десять дней. Кроме того, белорусы смогут обращаться в любую налоговую, независимо от места регистрации. А индивидуальные предприниматели смогут выбрать, как платить – либо по упрощенной системе, либо единый налог.
Послабления готовят и для иностранцев. Вскоре будет отменён сбор за проезд по дорогам общего пользования. Его платят владельцы зарубежных грузовиков и автобусов при въезде в нашу страну. Это должно привлечь туристов, которые приезжают большими группами, и увеличить транзит грузов.
Эти направления компенсируют потерю в девять миллионов рублей. Именно столько намерены выручить от сбора в этом году. Для сравнения на платных дорогах Беларусь заработает около 200 миллионов. За четыре года работы система BelToll собрала в бюджет уже около миллиарда рублей. Сеть платных магистралей продолжит расти и к 2021 году составит почти 1800 километров.
Я не случайно назвал все суммы в белорусских рублях. Национальный банк взял чёткий курс на дедолларизацию и старательно делает все необходимые шаги, чтобы белорусы пользовались своей валютой.
Курс рубля стабильный. Инфляция рекордно низкая за всю суверенную историю. Даже предприятия уже не обязаны продавать внутри страны вырученную на экспорте валюту. И вот теперь глава Нацбанка анонсировал очередной шаг. На внутреннем рынке запретят валютные облигации.
В последнее время многие банки и предприятия активно пользуются этим инструментом, чтобы занять у населения деньги. За облигацию в долларах обещают по 7-8 процентов годовых. Правда, в отличие от банковских депозитов – государство не гарантирует возврат этих денег. Впрочем, запрещать облигации не станут, но все долговые бумаги должны будут номинироваться исключительно в белорусских рублях.
Как правило, такие заявления мгновенно отражаются на финансовом рынке. Если он слабый – даже возможен обвал.
На сегодняшних торгах белорусский рубль окреп ко всем валютам. Значит – это ещё один шаг в правильном направлении.
Подписывайтесь на нас в Telegram