Ситуация с изменением спроса на валюту в течение этих дней развивалась стремительно. Чему главным образом поспособствовал «чёрный вторник» в России, где девальвация буквально зашкалила.
И до этого происходил значительный отток валюты из нашей страны. Шутка ли! Но в октябре-ноябре из России в Беларусь везли 21,5 тысяч автомобилей. И чтобы препятствовать вымыванию валюты, Национальный банк Беларуси был вынужден временно ввести 30% комиссию на её покупку. О наступающем режиме жёсткой экономии предупредил и Президент Лукашенко.
До начала работы Евразийского экономического союза осталось чуть больше недели, а в отношениях Беларуси и России остаются незакрытые вопросы, в частности продовольственный спор. Возможно, к 23 декабря, когда запланирована встреча Александра Лукашенко, Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина, взаимные претензии прекратятся. И ограничения будут сняты. Но на сегодняшний день, после тщательных проверок белорусских предприятий и консультаций Совета Евразийской экономической комиссии, Россельхознадзор снял ограничения только с 12 из 18 проверенных предприятий.
В свою очередь ограничения на поставки на уходящей неделе ввела и Беларусь. Под запрет главного государственного санитарного врача попали несколько видов макарон быстрого приготовления российского «БиоФуд», а также кофе компании «Паулиг Рус». Причина – несоответствие по микробиологическим показателям и техническому регламенту Таможенного союза.
Александр Кнобель, директор Центра исследований международной торговли Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России: «Точно так же белорусские ведомства определённым образом реагируют, реагируют с определённым запозданием… Одна страна под предлогом санитарных норм запрещает одну продукцию, другая в ответ запрещает продукцию этой страны. Возникают дополнительные проверки на границах, которых раньше не было. Я надеюсь, что до Нового года всё это разрешится, по-хорошему просто не надо было этого начинать, но раз уж начали, надо быстрее закончить. У нас с 1 января будет ЕАЭС, т.е. вообще у нас не то, что свободное перемещение товаров, капиталов и услуг, у нас должна быть согласованная макроэкономическая политика!»
Между тем, по словам эксперта, такое развитие событий ставит на повестку дня вопрос о создании единой надгосударственной санитарной службы. И за основу не мешало бы взять именно белорусскую систему надзора и контроля. Она давно признана одной из лучших на постсоветском пространстве.
Возмущение Президента можно понять. Во-первых, страдает репутация белорусской продукции, во-вторых, из-за временных ограничений поставок в Россию Беларусь за 10 месяцев потеряла почти 740 миллионов долларов на экспорте. Частично убытки удалось компенсировать на других рынках. Но всё же основной рынок сбыта российский – 42%. И, разумеется, ситуация у соседей отражается на доходности внешней торговли Беларуси. Из-за падения курса российского рубля торговать с Россией белорусским экспортёрам становится невыгодно, тем более что расчёт у многих ведётся в=российской валюте, которая на этой неделя вела себя крайне непредсказуемо. А потому в среду на специальном совещании у Президента правительство получило новое задание.
К слову, уже в субботу заместитель премьер-министра Беларуси Михаил Русый заявил о договорённости с российской стороной фиксировать цены на экспортируемые продовольственные продукты в долларах.
Михаил Русый, заместитель премьер-министраБеларуси: «Мы договорились, чтобы цены на продукцию, которую мы планируем на экспорт в Россию, были фиксированы в долларах по факту предоплаты по курсу Центробанка Российской Федерации. Российская сторона согласна – так удобно работать, не надо каждый день рассматривать контракты и не надо подвергать друг друга каким-то сомнениям. Вопросы ценового характеры мы постоянно отрабатываем для того, чтобы наши предприятия не несли убытки. Для этого белорусская сторона мониторит ситуацию по ценам».
Разумеется, финансовый рынок России продолжает лихорадить на фоне западных санкций, продовольственного эмбарго и падения цены на нефть. На этой неделе на торгах московской биржи рубль упал по отношению к доллару более чем на 15%. Это худшая динамика за последние 16 лет. Вслед за антирекордным падением Центробанк принял беспрецедентное решение – повысил ставку рефинансирования с 10.5% до 17%. А президент России Владимир Путин в четверг, комментируя на пресс-конференции сложную экономическую ситуацию в стране, честно признал, что не ждёт мгновенного эффекта, но уверен, что Россия выйдет из кризиса в ближайшие два года.
В самой России закрылись на переоценку автосалоны, магазины по продаже бытовой техники… Многие просто выставили новые цены в долларах или евро. Впрочем, предприимчивые белорусы, наладившие шоппинг-паломничество в Россию, уже успели вывезти из нашей страны миллиарды долларов. И продолжали это делать. Искренне надеясь, что волна падения российского рубля если и накроет Беларусь, то ещё не скоро. До октября белорусы больше сдавали валюты в обменники, чем покупали. В ноябре впервые спрос увеличился до 5 миллионов в день. А с «чёрного валютного вторника» 16 декабря в России белорусы купили $33 млн, 17 декабря – $66 млн, а 18 декабря – $80 млн. Так что банки оказались попросту не готовы.
В пятницу, отвечая на вопросы журналистов при посещении Комитета судебных экспертиз, Александр Лукашенко, конечно же, прокомментировал валютную тему. Подчеркнув, что в Беларуси достаточно сил, чтобы пройти нынешний непростой период спокойно.
А ещё подчеркнул, что Беларусь ждёт режим жёсткой экономии. Президент не скрывает – ситуация в стране непростая, но в ближайшие полгода стабилизируется. Чтобы сохранить валютный рынок от пиковых колебаний и выполнить все социальные обязательства перед населением, у государства хватит возможностей и резервов.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram