Беларусь рассчитывает на значительный рост авиационного транзита. Для этого в Минске построят Центр управления воздушным движением, самый современный на европейском континенте. А это значит безопасность полётов, имидж и валютная выручка.
Небо только с виду безразмерное. Если с земли мы видим голубое спокойствие, которое нарушают лишь тучи и птицы, то на мониторах авиадиспетчеров – это, скорее, оживлённый перекрёсток в час пик, только на высоте свыше девяти тысяч метров. Уровень ответственности небесных регулировщиков не нужно объяснять. Каждые сутки воздушное пространство Беларуси пересекают до тысячи самолётов. Аэронавигационное обслуживание предоставлено авиакомпаниям из 100 стран. И сегодня сложно представить, что после распада Советского Союза воздушное пространство независимой Беларуси больше походило на просёлочную дорогу, чем на магистраль.
Владимир Костин, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси: «В 1991 году у нас было только две воздушных трассы протяжённостью 800 км, а теперь 56 трасс протяжённостью 25 тыс. км».
Стремительно растёт и авиатранзит. Если в 2005 году через Беларусь пролетало около 125 тыс. воздушных судов, то за прошлый год наши диспетчеры проводили более 260 тыс. Прогноз на нынешний год ещё больше. 300-тысячный рубеж – задача ближайших двух лет. Схема проста: больше транзитных самолётов – больше валюты, но для развития нужны новые воздушные трассы и передовые технологии.
Вот и получается, чтобы проложить новые дороги на небе приходится углубляться в землю. Центр управления воздушным движением обещают построить за два года. Сердце белорусской навигации будет биться в микрорайоне с говорящим названием «Сокол».
Сегодня памятную капсулу заложили в фундамент масштабной стройки. Послание внутри потомки смогут прочитать нескоро – центр будет актуален на многие десятилетия вперёд, ведь основную ценность представляет не пятиэтажное здание сложной архитектурной формы, а самое современное оборудование.
Сегодня «Белаэронавигация» управляет воздушным движением из Национального и областных аэропортов, после ввода нового центра 400 работников возьмут под контроль всё белорусское небо.
Этот проект можно смело назвать и выгодной инвестицией. Невзирая на значительную стоимость, оборудование окупится за восемь лет, а если вырастет транзит – ещё быстрее.
Дополнительную работу диспетчерам гарантирует и Национальный аэропорт Минск. Если за весь 2015 год здесь обслужили около 2,5 млн человек, то в этом году трёхмиллионного пассажира ждут уже на следующей неделе.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram