Новые правила междугородних перевозок вступили в силу в Беларуси

С неожиданными трудностями сегодня столкнулись пассажиры. В рейс не вышла часть междугородних маршрутных такси. Перевозчики в своё оправдание ссылаются на изменения законодательной базы. Мол, по новым правилам им работать невыгодно и неудобно, ведь теперь они должны указывать режим рейсов, выезжать, даже если в салоне один пассажир, и строго придерживаться карты маршрута. Во всех нюансах попытались разобраться наши корреспонденты. 

Поездка в Киев для Ольги Бойко едва не сорвалась, билеты на поезд из Минска уже давно на руках, а вот из Новополоцка до столицы добраться оказалось непросто. Хорошо, что ещё два дня назад Ольгу предупредили, что в понедельник маршрутка не поедет.

Из Полоцкого района ежедневно сотни пассажиров, пользуясь услугами частников, добирались в столицу. Трафик, как у крупных автопарков. Только одна компания за первые две недели февраля перевезла более 10 тысяч пассажиров. Владельцы машин уверяют, что здесь всё для клиента. Отправление – каждый час, посадка и высадка – в удобном месте. Однако сегодня микроавтобусы, которые должны были быть в пути, в итоге стоят на приколе.

Причина у каждой стороны своя. Одни пеняют на изменения в закон в сфере автомобильных перевозок. Другие указывают на нежелание отдельных перевозчиков работать в единых понятных и прозрачных условиях. Главная задача законодательных новшеств – обеспечить безопасность и комфорт для пассажиров. Маршрутные такси приравняли к регулярным перевозчикам, что подразумевает строгое соблюдение карты маршрута, скоростного режима, жёсткие требования к техническому состоянию автопарка. Владельцы микроавтобусов с новыми правилами не согласны, уверяют, что привыкли работать мобильно, половина заказов идёт через Интернет. Если есть спрос, то добавляют число микроавтобусов, если пассажиропоток снижается, то переносят рейс.

Валерий Гурчёнок, менеджер частного предприятия: «Одна машина идёт на это время, двух машин никогда не будет. Нонсенс просто, двоим предпринимателям не дадут одно время выезда, хотя по ситуации мы видим, что на пять утра нужно отправлять шесть, семь машин, по понедельникам».

Есть у этой транспортной истории, конечно, и другая сторона. Когда перевозчик готов нести убытки, даже если пассажиров наберётся в салон меньше, чем это нужно для окупаемости поездки, выезжать с автовокзала и по расписанию. Андрей, говорит, что так работать непросто, но получается…. Вот уже несколько лет.

Андрей Лихорад, водитель маршрутного такси: «На данный момент у нас цена дешевле, чем на нерегулярных пассажирских перевозках, тем не менее пассажиров всё равно нет (из-за этих нерегулярных перевозок). Давно пора было навести порядок с этим, не надо было давать развивать эту сеть».

Понадобились долгие годы и горы писем в разные инстанции, рассказывает директор Витебского автовокзала, чтобы больших игроков на рынке перевозок приравняли к регулярному транспортному сообщению. Пассажиропоток у них огромный, в мелких городах они давно заменили коммунальные автопарки. Теперь для всех созданы единые правила.

Сергей Дубина, начальник управления автомобильного и городского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций: «Никто никого не выжимает с рынка. Условия касаются всех перевозчиков. Законопроект подготовили ещё в 2015 году. Он проходил слушания. Там не говорится про вокзалы. Говорится про пассажирские терминалы, вокзалы, диспетчерские пункты. В Минске их много. Обслуживание там стоит не такие большие суммы. Нормы нужны, чтобы контролировать расписание, а у пассажиров была возможность выбора, откуда отправляться».

Регулировать пассажиропоток в регионах теперь будут «Операторы перевозок». В Витебске такое предприятие начало работать только в ноябре. Здесь уверены, что возможно равномерно распределить квоты между компаниями, которые готовы работать на регулярной основе. Шесть перевозчиков из Витебска уже подали документы. Варианты взаимодействия, надеются все заинтересованные стороны, будут найдены в ближайшее время, чтобы не терять уже наработанных клиентов. 

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Корреспонденты:
Олег Шапель
Операторы:
Олег Горюнов