В своём доме белорусы всё должны делать своими руками. Это, пожалуй, главные слова, которые произнёс Президент на торжественном открытии второй взлётно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск. Слова, которые призваны мотивировать не только строителей, но и любого специалиста, который приступает к масштабной работе, к тому, чего никогда раньше не делал.
И Александр Лукашенко не впервые адресует учёным, промышленникам амбициозные задачи: будь то запуск спутника, создание самого большого в мире самосвала или как сегодня – строительство взлетно-посадочной полосы. С нуля и без опыта.
Казалось бы, в чём здесь достижение? Дорожное полотно длиной 3 700 метров. Но, по сути, это высокотехнологичный слоёный пирог с сетями и современной инфраструктурой. Всё в итоге получилось, причём дешевле раза в три, чем предлагали зарубежные компании.
И теперь Национальный аэропорт может принимать самолёты любого класса.
Пассажиры, что садятся на вторую полосу Национального аэропорта Минск вряд ли могут оценить глобальные изменения инфраструктуры, разве что кто-то отметит, что посадка стала мягче. Действительно, с высоты даже 4-километровое сооружение кажется крохотным, но его масштаб в истории страны невозможно переоценить. Беларусь впервые с провозглашения суверенитета построила новую взлётно-посадочную полосу самого высокого класса – 4F. А значит, главная воздушная гавань теперь может принимать любые самолёты. Будь то двухпалубный Airbus А380, рассчитанный на 700 пассажиров или украинский Ан «Мрия» – самый большой авиалайнер в мире. Это возможность принимать трансконтинентальные рейсы.
Неискушённый в технических нюансах человек представляет взлётно-посадочную полосу как огромный бетонный прямоугольник. На самом деле, всё гораздо сложнее, и не только в плане геометрии. Здесь и рулёжные дорожки, и грузовой перрон, и места для стоянки самолётов, а ещё контрольно-пропускные пункты и множество другой инфраструктуры, не говоря уже про светосигнальное и метеорологическое оборудование. Умная техника предупреждает о гололёде ещё до его появления. В итоге общая площадь искусственного покрытия второй полосы – около миллиона квадратных метров.
Полёты дронов над аэропортом запрещены, поэтому оценить новое сооружение в масштабе можно на макете реконструкции аэрокомплекса. Справа – старая полоса, слева – новая, она на 60 метров длиннее с расширенными рулёжными дорожками. Важнее сказать о том, как всё это расширяет возможности аэропорта. Десять лет назад здесь принимали всего около миллиона пассажиров в год, в 2018 году – уже более 4,5 миллионов, в этом году рассчитывают взять очередную историческую планку – в пять миллионов. А это фактически потолок проектной мощности, поэтому реконструкция – неизбежный этап роста воздушного хаба в центре Европы. Ну, а сегодня рулёжные дорожки щедро разбавили и красные ковровые. Повод действительно достойный участия в церемонии Главы государства.
Прежде, чем официально открыть новую полосу, Президент испытал её лично. Именно со второй взлётно-посадочной белорусский борт №1 поднимался в воздух, когда Александр Лукашенко направлялся с недавним визитом в Китай, но куда более показательным было возвращение: Президентский самолёт достиг Минска ночью, полоса предстала уже совсем в другом свете: визуально и технически.
Гордиться качеством новой полосы – это одно дело, но знать о том, что всё это дело рук белорусских строителей, совсем другое. Поэтому, подсчитывая, сколько страна на это потратила и сколько приобрела, нельзя не вспомнить, а сколько сэкономила.
Это не просто вторая взлётно-посадочная, это и момент истины для госуправления. Конечно, история не имеет сослагательного наклонения, но вопрос: смог бы главный аэропорт так развиваться, находясь в руках одного или нескольких человек, а не всего белорусского народа, буквально висит в воздухе. Ведь новая полоса – лишь часть реконструкции, до этого преобразили большую часть аэровокзального комплекса, увеличив и комфорт, и количество, и скорость пассажиропотока. Впереди строительство нового пассажирского терминала, но пока важная предыстория.
Новая полоса – уже пройденный этап, пора вплотную браться за оставшуюся работу. К 2021 году нынешний аэровокзальный комплекс будет полностью модернизирован. К тому моменту уже нужно начать и реконструкцию первой полосы, которая давно разменяла четвёртый десяток.
По новому адресу уже обживается авиаремонтный завод. Анатолий Сивак, который ещё недавно курировал стройку новой полосы, как министр транспорта, теперь уже представляет новые объекты, как мэр Минска. Именно столице и принадлежит воздушная гавань, своего рода, анклав в Смолевичском районе. В итоге районные земли, как пятна леопарда, не позволяют расширять инфраструктуру.
После модернизации аэровокзала пропускная способность вырастет до 7,5 миллионов пассажиров в год. Если дополнительно увеличить багажное отделение и зоны вылета, пассажиропоток можно расширить до 9 миллионов. Но с такими темпами роста к этим цифрам аэропорт подойдёт уже буквально через несколько лет, поэтому необходимо строить второй терминал, куда хотят перенаправить все рейсы в Россию и страны СНГ. Инвестиции выгодные, ведь, чем больше пассажиропоток (будь то гости Беларуси или транзитные рейсы), тем больше денег получает страна. Вместе с количеством пассажиров растёт и грузопоток, поэтому развиваться будет и транспортно-логистический центр. А учитывая, что рядом возводится индустриальный парк «Великий камень», то необходимо развивать и железнодорожное сообщение. Скоростная ж/д магистраль свяжет и аэропорт со столицей. Обещают доставить из Минска за 28 минут. Для этого к уже существующей сети надо добавить ещё 18 километров.
Впрочем, за какие бы глобальные проекты не бралась Беларусь, в том, что строители с этим могут справиться, сомнений нет. Президент ещё долго общается с теми, кто непосредственно возводил вторую полосу. Почти тысяча человек и 300 единиц техники сделали то, что теперь можно даже поставлять на экспорт под ключ.
Символичный подарок Президенту от авиаторов. С намёком. Совершив удачную посадку, нужно начинать готовиться к очередному взлёту.
Подписывайтесь на нас в Telegram