17 июня по народному календарю был Митрофан. В этот день наши предки с Полесья лён еще только сеяли. А вот в других регионах уже судили о том, насколько высоким он вырастет. Александр Матяс собрал последнюю информацию о видах на урожай, а заодно узнал, стоит ли Беларуси и России возрождать программу «Союзный лён».

На уходящей неделе в Минсельхозпроде заявили о намерении собрать в этом году рекордный для последних 25 лет урожай льна  180 тысяч тонн. Много это или мало? Скажем так: этого должно хватить не только отечественным предприятиям, но и на продажу. 

17 июня по народному календарю был Митрофан. В этот день наши предки с Полесья лён ещё только сеяли. А вот в других регионах уже судили о том, насколько высоким он вырастет. Александр Матяс собрал последнюю информацию о видах на урожай, а заодно узнал, стоит ли Беларуси и России возрождать программу «Союзный лён».

Зелёные поля в верховье Днепра – это пока. Скоро всё вокруг станет синим – зацветёт лён. Одна из самых больших плантаций единственной прядильной культуры в Беларуси – у Ореховского льнозавода. Две тысячи триста гектаров арендует у сельхозкооперативов, коим сегодня проще вырастить колос пшеницы, нежели маяться со стеблем долгунца.

Антон Червинский, директор Ореховского льнозавода (Оршанский район): «Климат в Беларуси не сравнится с Францией, Голландией, поэтому можно не угадать и не получить того урожая. Закончили посевную, получается, три недели назад. Здесь уже лён вот в такой фазе (см. видео – прим.ред.) – это хорошо».

Наш основной льняной регион – Витебская область. Затем – север Могилёвщины, Минщины и Гродненщины. Этот сезон отмечен более активным освоением земель Полесья. Поля, на которых растёт лён, можно засеять им снова только через семь лет. Сейчас в стране ожидают урожай с 47 тысяч гектаров. Часть экспертов уверена: нужно не менее 55 тысяч, чтобы прогнозы стали былью.

Владимир Гракун, заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «Планируем получить 180 тысяч тонн льнотресты для того, чтобы обеспечить выход 55 тысяч льноволокна. Продажа в первую очередь идёт по выполнению госзаказа. На этот год – 18,9 тысяч тонн льноволокна. Соответственно, оставшаяся часть будет продаваться на экспорт».

При этом национальный монополист – Оршанский льнокомбинат – до 30% волокна сейчас закупает за рубежом. Мол, отечественное сырьё суровее, нежели из французской Нормандии. Своё, правда, дешевле – довольны не все поставщики.

Владимир Нестеренко, генеральный директор Оршанского льнокомбината: «Сегодня мы платим полторы тысячи долларов за тонну длинного волокна, где-то 65% от рыночной цены. Это реальная цена, которую мы можем обслуживать. Кредитный портфель, который мы имеем сегодня, проводя перевооружение, составляет более ста миллионов евро».

Вывести градообразующее предприятие в мировые лидеры и по качеству, и по количеству продукции – задача, поставленная Президентом. Уже обновили третью фабрику. Это позволило увеличить экспорт на 80%. Сейчас тестируют оборудование на второй площадке. Но лишь «тестируют». Станки молчат из-за нехватки хорошего, недорогого волокна.

Павел Каржанов, генеральный директор компании «ТДЛ Текстиль» (Россия): «Иваново – это действительно “текстильная”столица и большой текстильный рынок, сюда съезжается вся Россия. Поэтому, я считаю это нормально, когда мы расширяем ассортимент за счёт наших партнёров-коллег из Беларуси. Сегодня как для российского производителя, так и для белорусских, существуют общие проблемы – в сырье».

К кулуарах Каржанова называют «льняным королём России». На Яковлевской мануфактуре в Приволжске трудятся знаменитые «ивановские ткачихи». А лён-то растёт далеко – в Удмуртии и Алтайском крае. Закупать хотели бы в Беларуси, хотя бы сто тысяч тонн – по мировым ценам.

В начале этого десятилетия пытались осуществить союзную программу «Лён»: увеличить минимум вдвое долю льняной продукции в объёме ВВП Беларуси и России и в три раза – её экспорт. Снизить зависимость Союзного государства от импорта сырья и готового текстиля. Не получилось.

Григорий Рапота, государственный секретарь Союзного государства: «Абсолютно не исключается возврат к этой теме, какой-то программе Союзного государства, но она должна быть сформулирована должным образом. Мы занимаемся и финансируем только научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Нам не разрешают использовать бюджет на инвестирование в производство».

Выращивают лён-долгунец сегодня в десяти странах. Впереди планеты всей по всем позициям (посев, переработка, производство) – Франция, 68 тысяч гектаров. Вторую позицию ещё пять лет назад занимала Беларусь. Сейчас в тройке лидеров Бельгия и Китай.

Антон Червинский, директор Ореховского льнозавода (Оршанский район): «По прошлому году у нас было 37,5 центнеров с гектара, планируем получить 40. Мы наращиваем потихоньку объёмы, потому что надо загружать производство».

Натуральный лён признан стратегической культурой XXI века. Эксперты считают: к концу нынешнего десятилетия более 70% выпускаемой в мире одежды будет именно из «северного шёлка». Стоит помаяться со стеблем долгунца, чтобы наступил исторический расцвет. 

Подписывайтесь на нас в Telegram