Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов был создан 29 марта 1941 года. Но работать в полную силу начал только в 1945-м после Великой Отечественной войны.

И голос, и фотографии, и чёрно-белая кинохроника с Нилом Гилевичем – всё это есть в белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов. Он был создан 29 марта 1941 года. Но работать в полную силу начал только в 1945-м после Великой Отечественной войны.

Фонд архива – это почти 320 тысяч документов на различных носителях. Кроме того, здесь находится депозитарий страхового фонда особо ценных документов всех архивов страны. Сначала стратегическое госучреждение находилось в Минске, но со временем его перевели в Дзержинск. Так безопаснее. Один день в хранилище, причём именно в день его 75-летия, провёл наш культурный обозреватель Александр Матяс.

По трассе М1 проезжают миллионы людей. Все видят, но мало кто ответит, что это там вдалеке. По-прежнему самое высокое 13-этажное здание в районном Дзержинске возвели в 1988-м параллельно с башнями-близнецами в столичном Таллинне и областном Новосибирске.

Владимир Адамушко, директор Департамента по архивам и делопроизводству министерства юстиции Беларуси: «Он, по сути, и является национальным центром по хранению кинофотофонодокументов. Другого хранилища для таких специфических документов у нас в стране нет».

На психрометре не выше 15 градусов. Так можно хранить вечно чёрно-белую плёнку. Для цветной температура максимум 5 градусов. Закалённые люди, обязательно в белых халатах и перчатках, следят сегодня за состоянием свыше 40 тысяч кинодокументов.

Лилия Копать, заведующая отделом Белгосархива кинофотофонодокументов: «В коробках металлических, в горизонтальном положении. Для того, чтобы не была она примята. Эмульсионным слоем наружу. Каждые 5 лет мы проверяем, выдаём в отдел технического контроля».

1916-й, парад войск в Бобруйске в присутствии Николая II. Это самая старая кинохроника. Около семи минут снимали на нитроплёнку. Она легко воспламеняется и сгорает за секунды. С 60-х в архиве почти все материалы перевели на менее «горючую» триацетатную основу.

Марина Кравчук, художник-реставратор: «Биологический грибок обычно. Серебро ещё вылазит на негативах. Делаем консервационно-профилактическую обработку, чтобы ничего не завелось в наших хранилищах».

257 тысячи единиц фотодокументов. Самые ранние – 1870-х. Норма реставратора в сутки – дезобработка не менее ста изображений. Сразу негативы 20 минут «размачивают». Затем погружают в раствор, который помогает закрепить отснятое когда-то.

10 минут прошло. Мы достаём из фиксажа… Оно должно стечь, чтобы белых пятен не оставалось. 30 минут промываем чистой проточной водой. Потом в дистиллированную воду на 20 минут. Достаём и сушим ночь.

Заметим, такого устройства в форме «ёлочки» нет ни в одном архиве мира. Это изобретение местного Кулибина Петра Кравчука. Сейчас в штате госучреждения 67 человек. Фонодокументов около 19 тысяч. Послушаем, о чём говорил Якуб Колас в 1954 году.

«20 лет строило, пахало, сражалось наше слово». Голоса эпохи с ленты переводят на цифровые носители. Оригинал, само собой, сохраняют. Он главный. Перезапись началась 10 лет назад. На сегодня без дублетного варианта осталось порядка 15% аудиозаписей. С 1973 также хранят грампластинки.

Александр Тюхай, заведующий лабораторией Белгосархива кинофотофонодокументов: «Проблема только будет заключатся в том, что виниловые пластинки, они разные по структуре своей. И необходимы будут разные иглы для воспроизведения».

Архив пытается угнаться за сменой носителей, форматов и техники. Уже собрано почти пять тысяч кассет. Экспертный совет определяет, чему быть. Разрешили в буквальном смысле подержать в руках свои репортажи за почти 10 лет на ОНТ.

В архиве, в отличие от Национальной библиотеки, нет принципа обязательного экземпляра. Эфир от 10 ноября 2002 года. Это видеоматериал первых «Контуров» (см.видео – прим.ред.). Все последующие хранятся в таких ящиках.

Окон тут нет. Они вообще только до шестого этажа здания. Выше – фонды. На 13-м ярусе – резервуар с 10 тоннами воды. Это на тот самый всякий пожарный случай. Спасать от огня аудиовизуальную летопись страны будут одновременно и сверху, и снизу.

Владимир Байдак, главный инженер Белгосархива кинофотофонодокументов: «Происходит расплавление определённых датчиков, тогда автоматически срабатывает система, в которой мы сейчас находимся, и подаётся вода прямо в хранилище».

В Дзержинске сегодня хранится и так называемый страховой фонд особо ценных документов всех архивов Беларуси. Это более 4 тысяч микрофильмов. Допустим, если в Национальном историческом что-то случится с самой древней грамотой 1391 года, то оригинальную копию будут искать именно здесь.

Татьяна Рахманько, заведующая отделом Белгосархива кинофотофонодокументов: «Приехала съёмочная группа из России, которая снимала фильм о первом из коммунаров. Это о Лепешинском Пантелеймоне Николаевиче. И они не знали, как должен вообще выглядеть их главный герой. И когда они увидели у нас множество портретов, сюжетных снимков, изучили кинохронику, они однозначно сказали, что главную роль сыграет Вячеслав Тихонов».

С помощью архива, например, готовятся все фильмы документального проекта ОНТ «Обратный отсчёт». И хотя для страны этот объект стратегический, доступ сюда неограничен. Правда, чтобы даже ознакомится с каталогом, необходимо ехать в Дзержинск.

Виктор Баландин, директор Белгосархива кинофотофонодокументов: «В цифровом виде очень мало кинодокументов. Причина такая, что нужен современный фильм-сканер. Это очень дорогостоящее оборудование. Вопрос решается. Этап, который должен случится через пять лет, он предполагает выход во Всемирную сеть с базой наших документов».

Каждому работнику положено молоко: пол-литра в день за вредность. Средняя зарплата в архиве порядка Br4 миллионов. Тут явно не деньги держат кадры. Эти люди по-настоящему ценят время, запечатлённое камерой. 

Подписывайтесь на нас в Telegram