8 апреля исполнилось 60 лет Театру юного зрителя. Наш культурный обозреватель Александр Матяс решил показать, из чего складывается необычная атмосфера труппы, которая живёт в состоянии вечной юности и собирает аншлаги уже при трёх поколениях белорусов.

8 апреля исполнилось 60 лет Театру юного зрителя. Свой юбилей единственный в своём роде театр в стране пока отметил скромно, даже несмотря на поздравление Президента. Особые торжества решили приберечь к новому сезону. А пока репетируют новые и восстанавливают ставшие уже классическими спектакли. Наш культурный обозреватель Александр Матяс решил показать, из чего складывается необычная атмосфера труппы, которая живёт в состоянии вечной юности и собирает аншлаги уже при трёх поколениях белорусов.

Будь жив Станиславский, думаю, многому здесь сказал бы: «Верю!». 60 сезонов единственный в Беларуси Театр юного зрителя буквально «начинается с вешалки» и улыбки в гардеробе. Там служат скромные, для кого-то незаметные, но такие незаменимые дамы. Сейчас их двое на 323 жетона. Забытые вещи хранят до востребования.

Тамара Крупко, гардеробщица: «Спектакли я смотрю очень редко – ответственность за то, что люди нам сдают своё пальто. И мы не можем оставить просто так. “Поллианну” очень хвалили, на «Дзікае паляванне караля Стаха» тоже были хорошие отзывы».

Тамара Иосифовна – человек «ручного труда», работала токарем на МАЗе. Вышла на пенсию – перешла в ТЮЗ. Не сидится дома бабушке троих внуков. Театр – это зрелище. И хлеб тут есть. Помните фразу драматурга Григория Остера? «Не просите билет на балкон и в партер, пусть дадут вам билет в театральный буфет». Меню зависит от репертуара.

Наталья Залесская, буфетчица: «Спиртное продаётся очень редко и в маленьком количестве, когда взрослые спектакли. Между антрактом и спектаклем надо подготовить, убрать здесь в буфете. И поэтому времени как-то совсем нет сходить посмотреть».

Кстати, в ТЮЗе два буфета. Этот лишь для лицедеев. Здесь они выплёскивают свои впечатления от пьесы. Например, за порцией драников – любимого «второго» Веры Кавалеровой. Сегодня единственной в стране актрисы-травести. О чём, правда, не пишут в программках.

Наталья Виткина, билетный контролёр: «Новое поколение детей выросло, приводят на сказки. Вообще зритель добрый. Когда сдача спектакля, к нам все приходят без билетов. Это общественный показ. Я необъективна к театру. Я люблю всё!».

Официальный статус всех, кто служит в ТЮЗе, – работники культуры. Таковой Наталья Зиновьевна стала уже на пенсии, после 37 лет труда на Минском часовом заводе. У Татьяны Малютиной наоборот – и детство, и отрочество, и юность – под софитами. Дед был актёром театра, папа заведовал постом, а мама 50 лет руководила труппой. Теперь – дочь.

Татьяна Малютина, заведующая труппой Белорусского театра юного зрителя: «Надо подход, скорее даже ласка, по шерсти больше. Но и совсем отпускать, наверное, вожжи нельзя. По окончании института, если на курсе цифра такая, в никуда человек 30, то человек 10 просятся в ТЮЗ… Да, да, да!».

Сегодня в штате 47 артистов: «заслуженных» – четверо, «народных» давно уж нет. Есть достойные этого звания. С 1956 года в трудовой Борисёнка лишь одна запись: актёр Республиканского театра юного зрителя. Мы встретились, наверное, в самом знаменитом «Ёлочном зале» страны. Тут Борис Васильевич полвека был главным Дедом Морозом.

Борис Борисёнок, заслуженный артист БССР: «ТЮЗ для меня – это такой, знаете, островок… Островок счастья, островок доброты, островок любви и надежды. Для детей не каждый актёр может больших театров играть».

На исторической сцене репетируют «Кошчын дом». Премьера – в мае. Сейчас в афишах ТЮЗа 14 постановок. Публика – от 5 лет. Однако по-прежнему вакантно место в репертуаре для подростков. Это, мол, из-за отсутствия современного материала, – объясняют в театре.

Владимир Савицкий, художественный руководитель Белорусского театра юного зрителя: «В век гаджетов просто необходимо не то, что возвращаться, а, наоборот, делать усилия, чтобы наша национальная классика зазвучала. Но в театре так быстро всё одним спектаклем не охватишь, не сделаешь. На днях уезжаю в Москву знакомиться с детскими спектаклями, с московским ТЮЗом».

В кабинете худрука – макет к «Беларускім вадэвілям». Это будет что-то новенькое уже в следующем, 61 сезоне, который здесь, как и в легендарном МХАТе, отныне открывают праздничной фантазией «Сіняя птушка». Язык абсолютного большинства постановок в театре – белорусский.

ТЮЗовская граница между реальным и тем, что за рампой. Отсюда (см. видео – прим.ред.) дают первый, второй и третий звонок. С интервалом в пять минут.

Сигнал лишь для основной сцены. Малая – мечта заслуженного коллектива. Она пока в эскизе. Главный художник театра Лариса Рулёва поместила подмостки в пространство правого фойе. Рядом с портретом Любови Мозолевской легендарный режиссёр основала «театр будущего», уже 60 лет единственный наш ТЮЗ.

Подписывайтесь на нас в Telegram