Последствия непогоды в Беларуси будут устранять ещё несколько дней

Впрочем, нет жертв. И, по словам спасателей, это главное. В центре реагирования на чрезвычайные ситуации каждый сотрудник – и медик, и электрик, и психолог. На контроле – ещё 140 обесточенных населённых пунктов по стране. А впереди – подсчёт ущерба.

День за днём Беларусь накрывают грозовые дожди. От стихии досталось всем – людям, технике, лесам. Первый шок прошёл, но последствия остались.

Чем дальше в лес – тем больше дров. И чем ближе к аэропорту – тем больше следов стихии. На первый взгляд, он лишь слегка потерял свой лоск. Кажется, буквы, подтверждающие национальный статус, местами сменили окраску. Но стоит приглядеться – и вот последствия в деталях.

Большинству деревьев столько, сколько самому аэропорту – 33. Сегодня это больше похоже на лесоповал. Их скосил ветер. Очевидцы говорят: в воздухе кружили вихри. Всё продолжалось буквально минут 15. Но этого хватило для того, чтобы рекламные щиты лежали бетонными основаниями кверху. Зашвартованный АН-2 развернуло, а у тяжеловеса ИЛ-76 повернулась стойка переднего шасси. Для знатоков авиации одно только это – знак силы ветра. Синоптики аэропорт предупреждали: порывы будут немногим больше 20 м/с. Но здесь уверены: рвало и метало на скорости не меньше 30 м/с.

Сегодня приятный летний ветерок лишь колышет оградительную ленту. А накануне в воздух взмыл сам легкомоторный Ekolot. Новенький, двухместный, он стоял здесь на ответственном хранении. Нерастаможенный – а значит, без страховки. Удовольствие частных полётов ценой в 25 тысяч евро ветром подбросило, перевернуло и разбило оземь. Стихии на это понадобились секунды. Но и это не самое удивительное.

Вот тот самый самолёт, наделавший накануне столько шума. «Боинг 737-300» – это махина весом порядка 50 тонн. Её не просто развернуло на 180 градусов, но и силой бокового ветра отбросило к самолёту, стоящему в ста метрах отсюда.

Авария не в воздухе, а на земле, не движущихся, а стоящих. Каждый на своём техническом перроне. Как такое может быть? Этим вопросом задаются даже опытные авиаторы. Говорят, стечение нескольких факторов: веса самолётов, розы ветров. Грузовой АН-12 «Руби Стар», в который ударился «Боинг», собирались списать через два месяца. Но раньше времени на пенсию он не уйдёт – за восстановление уже взялись. А вот специалисты «Белавиа» после незапланированного полёта «Боинга» задумались о дополнительных мерах страховки.

Сергей Римдёнок, начальник авиационно-технической базы авиакомпании «Белавиа»: «Он находился на ручном тормозе, на самолёте "Боинг" используется система parking break и установлены колодки. Но данное повреждение, к сожалению, не входит в стандартный ремонт. Поэтому нам необходимо будет отработать с компанией "Боинг" – разработчиком воздушного судна – по технологии ремонта. Я работаю в авиации уже более 30 лет – такой стихии я не наблюдал никогда, чтобы так самопроизвольно начал движение самолёт».

Всего пострадали восемь судов. Пять – незначительно. Два из них принадлежат «Белавиа». Их обшивку подлатают – и снова в рейс. Ведь расписание полётов не меняется. Пусть шок от произошедшего ещё не прошёл.

Дмитрий Меликян, генеральный директор Национального аэропорта Минск: «"Хавьер", который когда-то прошёл через аэропорт, по сравнению со вчерашним шквалистым ураганным ветром, был намного ниже в своих разрушительных факторах. За всё время работы аэропорта не было таких погодных условий. Аэропорт и вчера, и сегодня работает в штатном режиме».

Чемоданное настроение позволяет улетающим не обращать особого внимания на следы стихии внутри здания аэровокзала. Хотя накануне стёкла не лопались, а вылетали. Словом, в аэропорту говорят: учитывая мощь непогоды, отделались малой кровью. Здорово досталось и деревням в Смолевичском районе. Масштабы разрушений понять можно разве что с воздуха. Дома без крыш, леса без деревьев. Обрубки, а не стволы. Их жаль, но ведь пострадали и люди. 

15-летняя Ора – из Заречья, Смолевичский район. Больничной палатой для неё обернулась прогулка вдоль озера. Девочка вышла из дома, когда небо ещё было ясным, и всего за несколько минут картина полностью изменилась.

Ора Зенкевич: «Началась сильная буря, ветер, град, и мы начали бежать. Я, наверное, обо что-то споткнулась и упала, в ногу прилетел шифер. Потом я встала, мы дошли с подругой до канавы и там спрятались».

Как девочка с такими травмами вообще смогла ходить – врачи недоумевают.

Николай Личко, травматолог-ортопед Минской областной клинической больницы: «Она потеряла достаточно много крови. Была взята в операционную, выполнена ревизия, удаление инородных тел. Если честно, я даже не все их идентифицировал. Был песок, были камни, была трава, что-то, может, шифера осколки, может, цемент».

По стране задело 37 человек, семь – госпитализированы. Минск оказался в эпицентре, так что и большинство тех, кому не посчастливилось повстречать на своём пути грозовой фронт, – минчане. Для Александра свидание пошло, мягко говоря, не по сценарию. Хотя сперва – сплошная романтика. Лошицкий парк, дождь – и влюблённые прячутся под ветвями. Но спустя секунду от мощного порыва ветра дерево рухнет вниз. Девушка успеет отойти, парню повезёт меньше.

Александр Санин: «Меня защемило между двумя деревьями, я ещё на адреналине вырвался, выскочил, а потом уже всё, чувствую – рёбра сломаны, я в ауте. Я на некоторое время отключился. Расплатился за собственную глупость».

Сейчас в том самом парке предостаточно следов урагана. И пусть синоптики и спасатели предупреждают – штормовое, останьтесь дома! – но и сегодня капли дождя людей не особо пугают.

А зря – говорят медики. И хотя минская «скорая» большинство пострадавших, для которых дело ограничилось гипсом, отправила домой, пятерым пришлось несладко.

Игорь Шиманский, заместитель главного врача по хирургии городской клинической больницы скорой медицинской помощи: «У этих пациентов – тяжёлые травмы органов брюшной полости. Все они прооперированы, стабильны по всем показателям. Если сравнивать с "Хавьером", снегопад был большой, при небольших порывах ветра просто занесло снегом. А здесь кроме сильного ветра, дождя с градом, плюс летали и куски рубиройда, и шифера – вероятность получения травмы у людей, которые находились на улицах, – высокая».

Впрочем, нет жертв. И, по словам спасателей, это главное. В центре реагирования на чрезвычайные ситуации каждый сотрудник – и медик, и электрик, и психолог. На контроле – ещё 140 обесточенных населённых пунктов по стране. А впереди – подсчёт ущерба.

Андрей Юржиц, начальник Республиканского центра управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС Беларуси: «В январе этого года были похожие явления, но там было ещё хуже, потому что электроэнергия влияла на жизнеобеспечение населения. Нужно было и отапливать помещение, и готовить пищу. Здесь немножко проще с этим. Но столько пострадавших не было на моей памяти ни разу».

Так что тем, у кого пострадали автомобили, ещё повезло. Как говорится, железо – железом, лишь бы люди были целы. Хотя приятного мало. Только в Минске не устояли около четырёх тысяч деревьев, полтысячи – подмяли под себя авто. Новенький «Рено» Олег купил всего пару месяцев назад в салоне. Говорит, толком даже поездить не успел, и тут такое – капот, боковые крылья, возможно менять придётся и кое-что ещё. Как во дворе, окружённом домами, могло сломаться пополам огромное дерево – не понимает.

Олег Мисунов, владелец автомобиля: «Приходишь с работы – стоит возле подъезда автомобиль, а он в таком состоянии, и на нём лежит верхушка дерева».

Единственное облегчение – добровольная страховка. КАСКО оформил на всякий случай. И вот он настал. Ремонт обойдётся в треть стоимости всего авто. Но оплатит его страховая.

Дмитрий Конопацкий, представитель страховой компании: «Если так покопаться в страховании, то, по сути, только КАСКО обеспечит нам защиту нашего транспортного средства. Потому что обязательная страховка, которую владельцы обязаны при себе иметь, она страхует нашу только ответственность перед другими автовладельцами, она не защищает наше имущество».

Имуществу понадобится больше времени, а вот город обещают привести в порядок к выходным. Но и сейчас за ним пристально наблюдают, ведь и сегодня небо хмурилось. Но угрозы на этот раз оказались несерьёзными. Так что к погоде, похоже, стоит относиться почти философски – надеяться на лучшее и готовится к худшему.

Подписывайтесь на нас в Telegram