Неразмерный рубль

Недавно в Новополоцке состоялся любопытный судебный процесс. Впервые в Беларуси прозвучал приговор – 9 лет с конфискацией имущества – в отношении человека, который сам снял почти 2 миллиарда рублей со своего зарплатного счёта.

Недавно в Новополоцке состоялся любопытный судебный процесс. Впервые в Беларуси прозвучал приговор – 9 лет с конфискацией имущества – в отношении человека, который сам снял почти 2 миллиарда рублей со своего зарплатного счёта.

Вся пикантность ситуации состоит в том, что из-за технологического сбоя этот счёт превратился в мифический неразменный рубль. Но… до поры до времени.

В городской суд Новополоцка Андрей Тюркин входил уверенной походкой, по крайней мере, насколько позволяли руки, скреплённые наручниками за спиной. Так же уверенно заявил о своей невиновности. Мол, не у кого не крал. Пользовался личной зарплатной карточкой, а то, что с неё не списывались взятые им деньги – так это проблема банка. У судьи оказалось другое мнение.

9 лет с конфискацией. Такого сурового приговора Андрей Тюркин не ожидал. Ведь ещё совсем недавно, казалось, сама судьба преподнесла ему волшебный подарок. В славянских преданиях есть образ неразменного рубля. Мол, после определённых магических заклятий этот рубль будет всё время возвращаться к хозяину, что бы он за него ни купил. И даже в наше дни Интернет пестрит предложениями подобных услуг – вместе с любовными приворотами и заговорами на удачу… Как установило следствие, Андрей Тюркин никаких тайных обрядов не совершал. Однако в апреле 2013 года обнаружил, что с его зарплатной карты перестали списываться деньги. Сначала он снимал тысячи, потом переводил с зарплатной карты на другие свои счета – а всего их было восемь – миллионы, а зарплата всё равно оставалась не тронутой. Рабочий «Нафтана», наверное, понимал, что снятые суммы во много раз превышают его реальные доходы, но к бездонному колодцу быстро привык.

Покупал золотые украшения, оплачивал кредиты, сделал ремонт в своей квартире, затем – у родителей, около 400 миллионов потратил на игровые автоматы. Банк обнаружил компьютерный сбой только через девять месяцев, к этому моменту его клиент успел снять с «неразменного счёта» 1 миллиард 725 миллионов рублей.

Александр Корников, директор департамента электронного бизнеса компании «Альфа-Банк»: «Это единичный случай, именно по этому клиенту. Банк рассматривает это как хищение, что и подтверждено судом. В дальнейшем повторение подобной ситуации исключено, что подтвердилось результатом экспертизы со стороны контролирующих органов».

Уже после интервью работники банка признаются – они пытались решить всё «по-тихому», в досудебном порядке. Ведь подобные случаи не на пользу для имиджа компании, поэтому Тюркину предложили сор из избы не выносить и добровольно вернуть банку деньги. Клиент, рассказывают, ответил, что теперь он богатый человек и может себе позволить лучших адвокатов. Но приговор новополоцкого суда прокатился громогласным эхом по всей стране. Теперь многие клиенты внимательно сверяют свои доходы и расходы с балансом карточки, а вдруг очередной компьютерный сбой зачислит на неё неразменный рубль?

Деньги перестали списываться с карты, сколько бы вы не тратили, либо сумма счёта существенно больше, чем вы ожидали, а может, банкомат вдруг выдал толстую пачку банкнот, о которых вы не просили? Всё это не пресловутая «халява», а чужие деньги, которые, как бы сильно ни было искушение, придётся вернуть.

Хотя и количество таких случаев – один на миллион. Системные сбои исключены, уверяют в Парке высоких технологий. Здесь компании-резиденты разрабатывают программное обеспечение не только для белорусских банков, среди клиентов даже именитые швейцарские компании. Банковский софт после разработки досконально тестируют, чтобы исключить малейшие сбои, однако IT-структура любого банка – это сложный организм из множества программ.

Андрей Коршаков, заместитель генерального директора компании «Системные технологии»: «Возможно, программное обеспечение соответствовало всем требованиям. Но пользователь пренебрёг чем-то, и мы имеем такой результат, программное обеспечение это не просто одна программа, это комплекс, возможно, где-то интеграционные вещи были плохо организованы».

Найти виновника подобных сбоев без скрупулёзных экспертиз фактически не возможно, и в том же банке, где снимал деньги Тюркин, никого не наказали. Но в любом случае, легко вычисляется клиент, перед которым встала дилемма, сравнимая с найденным на улице кошельком. Положить в карман или отнести в милицию?

Олег Слепченко, заместитель начальника управления «К» МВД Беларуси: «Это тот вид преступления, когда не сразу видно, что произошло всё в связи с криминалом. Может быть технический сбой, как в данном случае, который мы рассматриваем. Может быть, недосмотр банка, может, действия самого клиента».

Разработчики карточек и банкоматов соглашаются. Иногда оборудование не готово к другим непредсказуемым действиям.

Владимир Иванов, генеральный директор компании «БайТехСервис»: «В нашей истории была практика, когда клиент банка не только не забрал деньги, которые выдал ему банкомат, но и всунул туда свои. Это вызвало большое удивление сотрудников банка, когда при инкассации в банкомате обнаружили не только лишние деньги, но и те купюры, которых там не должно быть».

Для защиты от подобных случаев специалистам пришлось перепрограммировать банкоматы. Гораздо сложнее защитить клиента, если он написал свой пин-код прямо на карточке, а потом потерял её и не успел заблокировать. И банкиры, и милиционеры предупреждают об этом много лет, но до сих пор как возможность для совершения преступления в десятках уголовных дел ежегодно фигурирует именно эта банальная причина. Впрочем, для опытного мошенника не составляет труда снять чужие деньги и без пин-кода. В прошлом году было 2 тысяч таких случаев. С помощью специальных накладок на банкоматы кардеры считывают чужие данные, а потом записывают их на поддельные карты. Например, в мае прошлого года в Беларуси задержали группу россиян, которые таким нехитрым образом намеревались обчистить гостей Чемпионата мира по хоккею.

Олег Слепченко, заместитель начальника управления «К» МВД Беларуси: «Мы раскрываем около 90% таких преступлений. Есть ещё один фактор, который серьёзно влияет на безопасность денег – это техническая защищённость. Наше управление не раз ставило вопрос, что карточки должны быть более защищёнными».

Речь идёт о карточках с чипами – они фактически недоступны для взломщиков. Обычные карты с магнитной полосой специалистам вскрыть не сложнее, чем почтовый ящик. Национальный банк Беларуси уже принял соответствующее решение. С 1 января 2017 года все банковские карты в стране будут именно чиповыми. На этой неделе было обнародовано ещё одно историческое постановление Нацбанка «о нулевой ответственности». С 5 августа этого года белорусам не придётся беспокоиться об украденных с карточки деньгах. Банки будут обязаны возместить клиенту все похищенные средства.

Ольга Антонович, главный специалист управления развития пластиковых карточек и электронных денег Национального банка Беларуси: «Это не значит, что клиенты должны расслабляться и делать что угодно с карточкой. Банк вам вернёт деньги при условии, что вы соблюдаете правила пользования картами, в 30-дневный срок информировали об инциденте, тогда банк вернёт деньги. Прописаны правила игры, которых раньше не было».

Что касается банковских сбоев, подобных новополоцкому, специалисты признают – законодательство не всегда поспевает за развитием финансовых технологий. Например, Андрея Тюркина приговорили по той же статье, что судят кардеров – хищение с использованием компьютерной техники. Ведь прежде чем снять деньги, он переводил их на другие счета.

Ольга Антонович, главный специалист управления развития пластиковых карточек и электронных денег Национального банка Беларуси: «Мы все прекрасно знаем, что сбои программного обеспечения бывают. Мы доверили часть своей жизни компьютерным технологиям. От этого никуда не уйти. Но если эти случаи будут накапливаться, мы будем их анализировать и вносить предложение об изменении в УК и других правовых актах».

Тем временем адвокат Тюркина заявил, что будет обжаловать приговор. Осуждённый уже вернул банку 400 миллионов рублей, но остался должен миллиард 300 миллионов. Ещё нужно оплатить и госпошлину – 63 миллиона. Несмотря на приговор с конфискацией имущества, квартиру осуждённого суд всё-таки оставил его семье. Правда, жена и дочь будут жить в фактически голых стенах. За бытовой техникой и мебелью придут судебные исполнители.

Подписывайтесь на нас в Telegram