Нехватка врачей, очереди, безалаберность: что не так со здравоохранением? Громкое совещание у Президента

Александр Лукашенко провел совещание по актуальным вопросам здравоохранения

Нехватка врачей, очереди, безалаберность: что не так со здравоохранением? Громкое совещание у Президента

Не будем возвращаться к пандемийным временам – с этим все понятно. Непонятно другое: как отечественная система, которая выдержала эту небывалую нагрузку, просела под тяжестью рутины. В здравоохранении всегда есть место подвигу – с этим никто не спорит. Но эту романтику, если ее так можно назвать, съедает быт. Очереди. Нехватка врачей. Безалаберность. И, что самое обидное, порой бесчувственность. На неделе во Дворце Независимости собрали своего рода консилиум. О нем вы точно слышали! Диагноз не смертельный, система будет жить. Но вот лечение прописано безотлагательное: иначе осложнений не избежать.

Заполье гудит. Но ни садовая техника, ни мошкара, которая атаковала деревню, ни при чем. Всех встревожила новость о закрытии больницы.

«Люди возмущаются, конечно, хоть какая-никакая, а есть больница».

«Больница нужна. Мы же далеко от города, пока скорая и таблетки, и уколы, и капельницы, я считаю, что нужна больница».

Без врача жизнь не та! Гласит народная мудрость.

«В 9 утра автобус, в полседьмого, семь – обратно. Представьте, это надо быть целый день в городе».

«Батька вчера-позавчера правильно выступал, что 10 человек – и я за 70 километров поеду в больницу».

Зимой в непогоду автобусы уже разворачивались, не доезжая до деревни. Народный гнев достиг предела: письма полетели сначала к районным властям, потом к областным, а затем и в Генеральную прокуратуру. Когда человек в погонах появился на завалинке, им было, что обсудить.  

Вот сколько под обращением подписей! В здешнюю больницу ведь и жители 15 ближайших сел приезжают. На учете пусть не тысячи, но 743 человека. Их возраст такой, что каждый, считай, пациент.

При больнице и отделение паллиативного ухода. За двумя десятками стариков – круглосуточное наблюдение. Но не лучше ли им будет в Витебске? Так посчитали местные чиновники от медицины. И логика в этом есть.

Станислав Титович, главный врач Витебской городской центральной поликлиники: «Небольшие больницы, которые там на 18, 30 коек, приспособлены в зданиях, которые либо детские сады когда-то были, либо вот как здесь 2 дома двухэтажных, лифт отсутствует. Поэтому, конечно, более комфортно именно тем пациентам, которые на этих койках находятся, будет в паллиативном центре. Для населения амбулаторная помощь будет доступна».

Выходит, больницу обещают не закрывать, а переформатировать в амбулаторию? Поверят ли местные – вот в чем вопрос. А то ведь писать письма в прокуратуру руку они уже набили. Тем более что угроза закрытия нависла над 5 больницами Витебского района.

Игорь Лисовский, прокурор Витебского района: «Это значительно ухудшает положение жителей населенных пунктов. Более 4 тыс. человек. Фактически принятие решения о закрытии 5 больниц, изучение общественного мнения не проводилось. Пока больницы продолжают свою работу, что обусловлено вмешательством прокуратуры. Вопрос их закрытия поставлен на контроль».

Народный бунт уж точно оказался не бессмысленным, хоть и немножко беспощадным. Последние исследования показали: в глубинке люди больше всего переживают за здоровье и медицинскую помощь, а вы говорите – огороды.

Холодок пробежит по спине – и дело тут не в кондиционере. Александр Лукашенко мзду не берет, ему за державу обидно. А проще говоря, за людей. Сам ведь из типичной деревни и в так называемой президентской больнице обслуживался не всегда. Да и эту самую «лечкомиссию» давно уже попросил быть ближе к народу. Глава и больницы, и группы приходит к выводу: помощь, что призвана быть доступной, оказывается быстрой порой для тех, кто при деньгах.

Зато аптеки стали едва ли не магазинами шаговой доступности. Как будто сговорились, ей богу! Но это так, ремарка. А вот о доступности медпомощи, оказывается, спорят.

А вот и правда: если приписки замечены прокуратурой в одном месте, то как поверить, что все чисто в другом? Вот и Госконтроль верит не словам, а цифрам. 3:0 – не в пользу Минздрава.

Мы взяли один из примеров, что прогремел на страну, – и отправились в Лиду.

В стоматологическом отделении детской поликлиники в конце мая аншлаг. От звонков желающих записаться на прием разрывается телефон. Рук у медиков уже не хватает. На все отделение – один врач-стоматолог и тот на полставки. Норма по штату – пятеро. В помощь фельдшеры, но и им такой поток, похоже, не по зубам.

Елена Косило, зубной фельдшер детской поликлиники Лидской центральной районной больницы: «Вчера у меня было 57 человек. С нагрузкой, когда 20 надо в смену принять. Но никого не обижаем, стараемся всех принимать. Очень много людей теперь».

Здесь уверяют: с острой болью (а такой и врагу не пожелаешь) примут быстро, остальные – в очередь. И запись действительно открывается дважды в месяц: 1-го и 15-го числа. И тут уж: кто раньше встал, того талончик.

Елена Савченко, главный государственный инспектор Лидского межрайонного Комитета госконтроля Беларуси: «Уже где-то в 10-11 часов в этот назначенный день талонов нет. Для выхода из сложившейся ситуации полагаю необходимым укомплектовать штат отделения стоматологической поликлиники детской».

Казалось бы, все просто. Но это, конечно, только на первый взгляд. Ведь заявки на молодых специалистов в вузы сродни лотереи. Год назад, считай, не повезло – они просто не приехали. Вдруг повезет в этом?   

Юлия Скрипская, заведующая детской поликлиникой Лидской центральной районной больницы: «В этом году планируют приступить к работе с августа месяца молодые специалисты – как фельдшеры-стоматологи, так и врачи стоматологического профиля». 

Нет, с одной стороны, удача в медицине и в самом деле имеет значение, но не в распределении же врачей! В стране 4 медицинских вузах – так, где медики? 

Юлия Скрипская, заведующая детской поликлиникой Лидской центральной районной больницы: «Зачастую после отработки положенного срока уходят в частные стоматологические кабинеты». 

И ладно бы дело было только в стоматологах, но мы же понимаем, что нет. Это цепляет и еще одну проблему – простой оборудования. Дорогого, импортного. Но каким бы оно ни было умным, на нем же не просто нажимать кнопки.

И вот пример. Госконтроль негодует: как в поликлинике (а это, к слову, столица) на одном аппарате УЗИ за год выполнили больше 7 тыс. исследований, а на другом – только 208?

Главврач лишь разведет руками: врачи, мол, тоже люди и иногда болеют. А очереди? Нет, не слышали!

Ольга Язневич, главный врач городской поликлиники №20 г. Минска: «Не отразилось на пациентах. У нас нет практически очереди на выполнение эхокардиографии. Бывает период ожидания, когда отпускная компания, но она может занимать 1-2 недели».

И как проверишь? В разгар рабочего дня не то чтобы многолюдно, но эти коридоры не пустеют, похоже, никогда.

Понять каждого в отдельности, конечно, можно, а вот всех разом Александр Лукашенко не готов.

Из-за нехватки специалистов (а Минздрав ведь долго говорил, что все в порядке) врачи банально устают – об этом в один голос и помощник Президента, и спикер парламента.

Вопросы и к количеству, и к качеству врачей. Специалисты межведомственной группы порой сами корректировали лечение и в отдельных случаях вставали к операционному столу. Все это в купе с личным опытом Президента (а он ведь много общается с людьми, не только с теми, что ходят к нему на совещания) говорит об одном: лучше берегите здоровье!  

Медики часто призывают пациентов: чем раньше выявим болезнь, тем больше шансов на спасение. Но почему тогда сами не следуют этому правилу? Сапожник без сапог – так бывает. Как и система здравоохранения без здравого отношения к самой себе. А врачей хороших много. Просто не нужно мешать им делать свою работу.

Подписывайтесь на нас в Telegram