Стоимость нефти марки Brent снова падает. Цена за баррель опустилась ниже сорока девяти долларов. Россия заявляет о возможном увеличении добычи в полтора раза и о росте продаж в Китай. Учитывая неблагоприятную ситуацию на рынке, правительство корректирует бюджет.
Цена на нефть, курс рубля и доллара – эта игра на повышение или понижение, похоже, стала сейчас национальной магической лотереей для россиян. Повезёт – не повезёт? Покупать или подождать немного? Правда, фьючерсы, котировки и индекс Доу-Джонса здесь трансформируются в отказ от элитных спортзалов и ресторанов, брендовых бутиков и дорогостоящего отдыха. Выводы доморощенных экономистов, кстати, почти ни чем не отличаются от мнения аналитиков нефтяного рынка: дела в России сейчас идут неважно.
Константин Ремизов, житель г. Москвы: «Отдых… Я вообще отказался от отдыха в этом году. Нам обещали индексировать заплату на предприятии, что мне даже на обуться не хватит, об отдыхе и подавно нечего говорить. Я надеюсь, что всё поменяется, что наша страна выйдет на такой уровень, когда мы не будем зависеть от этой зелёной бумажки».
Если это и произойдёт, то очень нескоро. Доходы от энергоресурсов – это половина бюджета России. Поэтому и курс рубля так привязан к стоимости барреля. А ведь таких цен на «чёрное золото» не было даже в кризисном 2009-м. Именно так, утверждают специалисты, и выглядит «дно».
Виталий Бушуев, генеральный директор Института энергетической стратегии: «Уровень 40-50 долларов, что мы имеем сегодня – это дно падения нефтяных цен, потому что вслед за этим компании уже перестают вкладывать в инвестиции нефтедобычи. Это приведёт к тому, что неминуемо через год-полтора просто не будет той добычи, которая нужна для поддержания мирового баланса».
Однозначной причины такого нефтяного провала эксперты назвать не могут. Кто-то связывает это с политическим давлением по вопросу Украины и санкциями, кто-то говорит о ценовой войне между ОПЕК и американскими сланцевыми компаниями США. Некоторые же утверждают, что Вашингтон, обрушив цены на нефть, спасает в реальности обесценивающийся доллар.
Константин Симонов, генеральный директор Фонда энергетической безопасности: «Курс доллара и ряд решений, которые принимались монетарными властями США в 2014 году и которые ожидаются сейчас, – ожидаемое в сентябре решение о поднятии ключевой ставки, влияют, безусловно, на курс доллара. А курс доллара влияет на стоимость нефти. Понятно, что в этом есть элемент наказания России, но и наказываются собственные сланцевые проекты».
Потери владельцев сланцевых месторождений в США пока покрывают собственные страховые компании, потери российского бюджета – резервный фонд. По некоторым источникам, в этом году он уже уменьшился на 20%. Правительство уже приняло решение отказаться от трёхгодичного перспективного планирования бюджета. В условиях дешевеющей нефти, говорят, цифры, заложенные более чем на год, не могут быть объективными.
Сценарий апокалипсиса на рынке нефти в России, конечно, не рассматривают, однако, тенденцию к снижению стоимости барреля всё-таки учитывают. Министерство финансов уже дважды корректировало бюджет: вначале, исходя из цены на нефть в 50, а теперь уже и в 45 долларов за баррель. Но это, подчёркивают в правительстве, консервативный прогноз исключительно для объективности главного финансового документа. Но граждан всё же предупреждают: резать траты придётся по живому.
Реформы уже коснулись здравоохранения и образования, сокращения ожидает и раздутый чиновничий аппарат. Ситуацию намерены как-то поправить сами российские нефтяники. Сегодня было заявлено о допустимости увеличении добычи «чёрного золота» в полтора раза и о возможности роста продаж в Китай.
Подписывайтесь на нас в Telegram