Недобросовестная конкуренция: Евразийская экономическая комиссия устраняет торговые барьеры

Развитие ЕАЭС, по мнению специалистов, тормозят монопольные сговоры и недобросовестная конкуренция. Зачастую действующие правила игры не отвечают интересам бизнеса. Почему преимущества союза пока работают в основном только на бумаге?

Развитие ЕАЭС, по мнению специалистов, тормозят монопольные сговоры и недобросовестная конкуренция. Зачастую действующие правила игры не отвечают интересам бизнеса. Почему преимущества союза пока работают в основном только на бумаге?

Равные условия хозяйствования и четыре свободы: передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Принципы, заложенные в основу Евразийского экономического союза, призваны стимулировать развитие экономик стран-участниц интеграционного объединения и гарантировать комфорт бизнесу. Это в теории, на практике всё далеко не так просто. Есть общие интересы, но есть и национальные. И нередко они противоречат друг другу и тормозят локомотив евразийской интеграции.

Владимир Колтович, министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «Постепенно как бы теряется вера в интеграцию. Те обещанные дивиденды от экономической интеграции не дают практического результата. Мы видим развитие конфликтов интересов на национальных ранках, конфликтов интересов импортозамещающих программ, которые принимают страны-участницы».

Один из самых актуальных и до сих пор не решённых вопросов – устранение торговых барьеров. Белорусские производители то и дело сталкиваются с этой проблемой в России. Крупные российские монополисты в борьбе с конкурентами зачастую используют административный ресурс.

Сложнее всего – переработчикам. То и дело возникают претензии к мясной и молочной продукции: то качество не соответствует стандартам, то документы. Вопросы решаются, но осадок остаётся. Нередко оказываются в проигрыше и те предприятия, которые открывают свои производства в России.

Минский «Атлант» сегодня – единственный на постсоветском пространстве производитель оборудования по переработке пластмасс. Рассчитывали открыть завод в России, но выяснилось, что гораздо выгоднее импортировать продукцию из Беларуси, так как она не облагается налогом на добавленную стоимость.

Виктор Шумило, генеральный директор предприятия«Атлант»: «С одной стороны, у нас есть свободное передвижение людей, а вот остальных составляющих – движение товара, капитала услуг – здесь каждое из государств старается строить определённые барьеры».

Сельхозтехника, товары пищевой, легкой промышленности, услуги связи. По данным Евразийской экономической комиссии, сегодня в ЕАЭС насчитывается около 270 барьеров, изъятий и ограничений.

На сегодняшний день Евразийская экономическая комиссия рассматривает семь заявлений о нарушении правил конкуренции. Тех, кто отказывается выполнять взятые на себя обязательства, специалисты обещают предупреждать официально, а также применять штрафные санкции.

Нурлан Алдабергенов, министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии: «Поскольку комиссия наделена полномочиями, мы можем проводить, мы и проводим расследования, можем налагать штрафные санкции, но при этом на первом этапе мы сейчас проводим более гибкую политику в отношении наших предприятий с тем, чтобы они адаптировались и работали на равных условиях».

Сейчас специалисты Евразийской экономической комиссии разрабатывают сразу три кодекса добросовестных торговых практик – автомобильный, фармацевтический и кодекс торговых сетей. В них будут прописаны чёткие правила взаимоотношений между игроками. Документы призваны создать благоприятные условия для всех субъектов хозяйствования, исключить дискриминацию и недобросовестную конкуренцию. Главное, по словам экспертов, чтобы это было не только на бумаге.

Подписывайтесь на нас в Telegram