В пятницу состоялась давно запланированная и трижды уже отложенная поездка Президента в Гомельскую область. Привычная для него практика (знакомиться с состоянием дел не по докладам глав исполкомов, а исходя из собственных наблюдений) вполне соответствует той самой, актуальной на сегодня формуле: упрощение ради эффективности. Однако уровнем зарплат и пенсий интерес Главы государства не ограничился.
Об относительно новом для нашей страны явлении – детских домах семейного типа – репортаж Александра Злобина.
В большой семье своя особая кухня: если закатки, то сразу в пятилитровых банках, если всем вместе пить чай, то заваривать приходится сразу в кастрюле. К тому же кухня – это и место встречи для обсуждения, как прошёл день.
Официально этот уютный коттедж – детский дом семейного типа. По документам папа с мамой – воспитатели, на практике – родители. Два года назад Наталья и Сергей приняли в свою семью тех, кто оказался в приюте.
Наталья Янушковская, родитель-воспитатель: «Дети – это же счастье в любом случае. У меня была большая семья, три сестры. Я привыкла к такому вот. То есть к взаимопомощи, поддержке. Мы подумали, что мы справимся, пока получается».
Всего здесь семеро детей от 10 до 14 лет. И у каждого свои привычки, характер и прошлое. Часто, совсем незавидное. Поэтому и учить приходится всему: ведению домашнего хозяйства, опрятности, самостоятельности, но главное – дружбе и взаимопомощи.
Дима с радостью знакомит со своими братьями и сёстрами. Большую часть жизни десятилетний сорванец провёл в детском доме, свою биологическую маму практически не помнит. Но послезавтра она придёт знакомиться с сыном. В первый раз. И если отношения сложатся, Дима со временем сможет вернуться в родной дом. Что для его новой семьи станет настоящим испытанием. Поэтому нынешняя мама (Наталья) едва сдерживает слёзы, а до сих пор молчаливый отец делится мнением на этот счёт.
Сергей Мерсон, родитель-воспитатель: «Потому что это пока ещё не работа. К ним привыкаешь, кажется, что они родные дети, а куда-то отпускать их не хочется. К родителям нет доверия, не от хорошей жизни у них отнимают детей, нет такого, что мы бы отдали и были уверены, что ребёнку там будет хорошо».
Юридически детский дом семейного типа – это одна из профессиональных форм заботы о детях, которые остались без попечения родителей. И если в приёмной семье могут находиться до четырёх таких детей, то родители-воспитатели несут ответственность и за пятерых, и за десятерых. Государство, в свою очередь, обеспечивает всем необходимым: предоставляет жильё (обычно это просторный коттедж) с мебелью и техникой. Например, в Гродно рядом с первым домом достраивают ещё один такой же, готовится территория и для третьего – в итоге получится своеобразный семейный квартал.
Программе развития таких учреждений в Беларуси исполняется десять лет. И если в 2008 году в стране было только 95 домов семейного типа, то сегодня их количество выросло до 276. Помимо этого к семейным формам воспитания относят опекунские и приёмные семьи, а также родителей, которые детей усыновляют.
Елена Головнёва, заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования: «Из 20 тысяч 188 детей-сирот в нашей стране на сегодняшний день 16 тысяч 300, то есть более 80% воспитываются в замещающих семьях. С 2008 года в стране активно идёт процесс оптимизации сети детских интернатных учреждений, чтобы каждый ребёнок, утративший родительскую опеку по различным причинам, мог быть согрет теплом домашнего уюта».
Профилактика социального сиротства – это одна из тем рабочей поездки Президента в Гомельскую область. В Буда-Кошелёве Александр Лукашенко посетил местный Дом культуры, узнал о развитии районной системы здравоохранения. Но самой тёплой получилась встреча с семьей Новиковых. У Алексея и Виктории трое биологических и семеро приёмных детей, но все десять, как уверяют родители, – свои. Большой семье Александр Лукашенко привёз подарок, который, бесспорно, в хозяйстве пригодится – мини-трактор «Белорус» с набором сельхозинвентаря.
В ответ для высоких гостей накрыли большой стол с домашними угощениями. Моментально завязался разговор об увлечениях детей: кто-то в будущем видит себя футболистом, кто-то историком, а кому-то по душе занятия музыкой.
Время за чаепитием летело незаметно, было видно, что прощаться не хотелось.
Людям, которые в равной степени готовы отдавать душевное тепло детям, не разделяя их на родных и приёмных, есть за что сказать «спасибо». И не только за образование и воспитание. Родительская любовь лечит, уверены в ещё одной большой семье Жуковичей, где воспитывают 15 детей.
Ирина Жукович, родитель-воспитатель: «Я знаю много примеров, что привязываемся к детям, их усыновляем, несём ответственность до конца дней наших. Сложные дети, очень сложные, они здесь расцветают. Снимаются здесь диагнозы различные, с которыми они приходят».
Чтобы понять, как меняются и «расцветают» дети в таких семьях, достаточно задать им один вопрос: «За что вы любите маму?» И ответы – самое лучшее подтверждение правильности выбора в пользу семьи.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram