Вот это называется «приехали». Хотя нет, скорее «докатились». Бензин в соседней Латвии превысил психологическую отметку в два евро. Они долго считали, что выше быть не может. Оказалось, что с горючим может быть и погорячее.
Елена Соловьева: «Вот вернулись из отпуска: перед отъездом две недели назад заправлялись за 1,85. Сейчас, видите, стоимость литра бензина уже более 2 евро. И это тотальное подорожание продолжается уже несколько месяцев. За набор продуктов, который раньше обходился нашей семье в 70 евро, теперь платим 100. Фиксированный платеж за электричество увеличился на 10 евро. Можно сказать, что за последнее время жизнь в Латвии подорожала в среднем на 30%.Что касается коммунальных услуг, их существенный рост (минимум в два раза) прогнозируют к осени. Прежде всего, станет дороже отопление. И населению уже сейчас рекомендуют копить деньги на оплату счетов».
Лена в Латвии полтора года. Цены тогда и сейчас, как говорится, две большие разницы. И если лето все стерпит, то с приходом холодов жить точно станет еще дороже. Разве что не потеплеют отношения с Россией…
Оярс Карчевскис, президент Латвийской Ассоциации торговцев топливом: «Могу сказать только то, что по предыдущим санкциям цены поднимаются, и когда все определяются, что и как, цены стабилизируются и начинают падать».
Можно ли назвать это утешительным прогнозом? К примеру, в соседней Польше инфляция побила рекорд 98-го года. Цены на энергоносители выросли на треть. Они хотели погреть руки на чужом конфликте, а, похоже, нагрели их.
Матеуш Пискорский, политолог: «На самом деле, проблема общеевропейская и связана как раз с санкционной политикой по отношении к России и к Беларуси. В качестве примера: польское правительство, несмотря на рост цен бензина на польских заправках, решило отправить 25 тысяч тонн топлива украинской стороне – бесплатно. Второй пример – то, что Польша выделила уже помощь в виде вооружений стоимостью 8 млрд злотых, почти 2 млрд евро. Так что все способствует росту инфляции».
Польша, Латвия, Литва. Странам с экономикой послабее вообще тяжело. В Молдове инфляция превысила 27%. Да что там Молдова, если инфляционная волна смогла пересечь океан! Рекорд за четыре десятилетия. Американцы злятся, и их можно понять. Уровень доверия к президенту США снова опустился. Впрочем, как настоящий супергерой, Байден готов спасти едва ли не полмира.
Джо Байден, президент Соединенных Штатов Америки: «Сейчас Америка воюет на два фронта. Дома это инфляция и рост цен. За границей – помощь украинцам защищать демократию и накормить тех, кто остался голодным по всему миру. Мы можем быть уверены, что американский экспорт сельскохозяйственной продукции восполнит пробел в украинских поставках».
С его бравадой спорят цифры. По данным тамошнего министерства сельского хозяйства, посевная в Штатах из-за погодных аномалий идет медленнее некуда, хуже только в 96-м. И нужно понимать: пока мир проедает остатки прошлогоднего урожая. Запасов зерна на планете осталось всего на десять недель – подсчитали в ООН. И если в Европе жить дорого, но вкусно, то что объяснят надоедающие своими санкциями недоедающим, скажем, в Африке?
Их кормилицей во многом была Украина. Вместе с Россией до кризиса они обеспечивали треть мирового экспорта пшеницы, пятую часть кукурузы, три четверти подсолнечного масла. Глобальный голод – больше не страшилка. Такой сбой бывает раз в сто лет. К этому выводу приходят эксперты ООН.
Антонио Гутерриш, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций: «Я созвал группу реагирования на глобальные кризисы по продовольствию, энергетике и финансам, в которую вошли все агентства ООН и международные финансовые институты, чтобы предоставить данные и анализ, а также предложить решения. Группа немедленно рекомендовала снять все ограничения на экспорт продуктов питания; следует высвободить стратегические резервы; а излишки направляются нуждающимся странам. Понятно, что выход из этого кризиса также требует реинтеграции сельскохозяйственного производства Украины и производства продуктов питания и удобрений России и Беларуси в мировые рынки, несмотря на войну».
Продовольствие, энергетика и удобрения – вот три кита этого кризиса. Можно долго спорить, кто первым начал. Но ситуация на мировом продовольственном рынке серьезно ухудшилась еще в начале года. Цены поставили рекорд к февралю, то еще есть до вооруженного конфликта. Дальше – только огонь и масло. Санкции бьют по своим – произнести это вслух на саммите ЕС решилась премьер Эстонии.
Кая Каллас, премьер-министр Эстонии: «Договориться о любых новых санкциях будет гораздо сложнее. До сих пор они наносили урон России, но теперь они также затрагивают европейцев. Политически принимать такие решения гораздо сложнее».
Бей своих, чтобы чужие боялись – так что ли получается? Мы решили поговорить с той, для кого продовольственная безопасность – сфера научных интересов. И такого кризиса здесь не припомнят. Ситуацию эксперт называет уникальной. Мол, как могли западные политики наделать столько глупостей!
Наталья Карпович, заведующий отделом Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси: «Незаконные рестрикции в отношении крупных поставщиков – России и Беларуси, а мы тоже крупный поставщик продовольственных товаров на мир рынок – они, естественно, усугубили ситуацию, они ее многократно усугубили. И инфляция – это следствие этой ситуации. Мы же все знаем, сельское хозяйство – это рискованный вид деятельности, и когда мы вместо того, чтобы направлять действия на улучшение ситуации, мы ее усугубляем, естественно, в первую очередь это сказывается в росте цен».
Заместить белорусский или российский калий просто некому. Список стран с подобными природными ресурсами слишком короткий. Да и пшеница в Сахаре не начнет расти. Как эксперт она точно знает: сельское хозяйство – это бизнес. И Беларусь научилась его вести.
Наталья Карпович, заведующий отделом Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси: «Для нашей страны продовольственная безопасность обеспечена. Мы уже давно выстраиваем свою аграрную политику так, чтобы минимально зависеть от внешних условий или практически не зависеть от них. Мы в этом смысле самодостаточны. Для нас сильно каких-то таких угроз, рисков мы не наблюдаем. Мы работаем, как и работали».
Семь миллиардов долларов экспорта – это не шутки. В этом году страна продолжает наращивать поставки продуктов питания. Рост за первый квартал – 15%, а это сотни миллионов долларов. Никто не говорит, что с инфляцией в Беларуси все в порядке. Цены растут. Но проходит время оправданий. И пример с машиной, которую долго пытались сделать народной, а народная не может стоить десятки тысяч долларов, – это просто пример. Тем более что снизить цену смогли буквально за день.
Это – с одной стороны. А с другой, страна работает над преодолением последствий того, что не сама себе придумала. Больше того, готова помочь и другим. Ведь часть зерна застряла в Украине. Вывезти его можно, уверен Александр Лукашенко. Но решит ли это глобальную проблему? Наивных в Беларуси нет.
Что же до Беларуси, то без лишней шумихи обещают скоро принять меры, которые помогут бизнесу на время санкционной горячки. Правительство в какой-то степени стало лоббистом интересов предприятий. Их всех Президент призывает просто спокойно работать. И это не самоуспокоение. Это и в самом деле другое.
И это ведь так ценно, когда все друг друга слышат. Бывает, как видно, и по-другому. Помните детское: пока я ем, я глух и нем? Похоже, к западным политикам это относится в полной мере.
Подписывайтесь на нас в Telegram