Надпись Press в зоне военных конфликтов часто становится красной тряпкой, а сам журналист – целью. Почему так происходит? И кто он – идеальный военный корреспондент, какими качествами он обладает? На эти вопросы в эфире программы «Лицом к лицу» ответил начальник отдела управления информации Министерства обороны Республики Беларусь, полковник Александр Кисель.
Александр Кисель: «В последнее время мы наблюдаем, что журналист становится целью для противоборствующих сторон. Хотя есть Женевская конвенция 1949 года, где черным по белому написано, что посягательство на жизнь и здоровье журналиста является воинским преступлением. Но, как мы видим, это никого не останавливает. Почему? Журналист, наверное, может показать, донести до целевых аудиторий что-то, что происходит там, раскрыть, когда какая-то из сторон совершает преступления. Да и в целом мы должны понимать, что сегодня страсти на информационном поле в целом даже более активные, чем на поле боя. Информационная война идет и военные действия. И поэтому, наверное, такое отношение к журналистам, которые находятся вместе с подразделениями и освещают те или иные конфликты».
Полковник ответил на вопрос, какими качествами должен обладать профессиональный военкор.
Александр Кисель: «Во-первых, он должен быть профессионально подготовленным. Он должен быть морально, психологически подготовлен, устойчив. И самое главное качество, которое должно быть у журналиста, – он должен понимать, что за его сюжетом, репортажем, публикацией стоит не просто судьба человека, стоят жизни людей. Достаточно много примеров, когда какой-то журналист погнался за эксклюзивом, за инсайдерской информацией, выдал сюжет, репортаж, где раскрыл местоположение воинского подразделения противнику. В том числе разведка противника очень досконально изучает репортажи военкоров, блогеров, которые работают. И буквально считанные минуты, даже иногда и секунды – и по этому подразделению “прилетает”. И в результате непрофессиональных действий журналистов происходит трагедия. Поэтому мы даже сейчас, в мирное время, работаем с нашими корреспондентами во время учений, выездов и на это обращаем внимание. Не навредить! Главное – не навредить, не раскрыть место, локации. Казалось бы, это мирное время, но мы уже сейчас обращаем на это внимание. Это табу. Некоторые журналисты не понимают, почему мы не можем раскрыть, допустим, самого военнослужащего, не показать его лицо, не показать его фамилию, должность. У нас есть такие военнослужащие, которых мы защищаем, чтобы на них, на членов их семей не оказывалось информационно-психологическое давление. Каждый военкор должен помнить, что за его сюжетами, репортажами – жизни людей. И он ни в коем случае не имеет права их подставить. Он должен вдумчиво делать каждый репортаж, думать о последствиях своего репортажа».
Подписывайтесь на нас в Telegram