Отношение к сельскому хозяйству в Беларуси простое. Не будет крестьянства – не будет страны. Интересно проследить за эволюцией отрасли при таком подходе.

Отношение к сельскому хозяйству в Беларуси простое. Не будет крестьянства – не будет страны. Интересно проследить за эволюцией отрасли при таком подходе.

В одном из самых известных своих интервью, Александр Лукашенко вспоминал, что в начале своего президентства ставил задачу сделать так, чтобы у каждого крестьянина после рабочего дня была возможность прийти в тёплый дом и принять душ. А такой возможности, если кто не помнит, во многих хозяйствах не было! Президенту тогда вообще советовали не вкладываться в село, а покупать продукты в Европе, поскольку Беларусь – зона рискованного земледелия. Всё это было. И к чему же мы пришли сегодня?

Агропром Беларуси по основным параметрам входит в число мировых лидеров. Но и спрос теперь с крестьян другой, как с лидеров. Президент констатирует, что рентабельность отрасли пока отрицательная. За последние 10-13 лет, на различные направления сельхозпроизводства, потрачено 45 млрд долларов. Между тем, продукции было продано только на 34 млрд. Инспектор Госконтроля сказал бы: «имеются факты неэффективного использования сельхозтехники и оборудования». А, говоря проще – отдача не та.

Эти цифры – чистая арифметика. В стратегическом выборе развития села уже мало кто сомневается. Да, урожайность и по ржи, и по картофелю пока ниже, чем у Германии или США. Но, заметьте, сравниваем мы себя именно с лидерами. Уровень соседей по СНГ давно пройден. И именно с лидерами пытаются меряться силой и отечественные производители сельхозтехники.

Огромные комбайны, мощные тракторы, погрузчики и транспортировщики. «Белагро» не просто выставка сельхозтехники. Помимо основной, экономической цели – найти покупателей, есть ещё одна, психологическая. Игра «железными мускулами» на устрашение конкурента. В условиях падения мирового рынка на счету – каждая проданная единица. И к этой «войне машин» белорусские производители готовы.

Здесь только флагманы, только лучшие. Времена, когда рынки были поделены по географическому принципу – в прошлом. Раньше наши комбайны боролись в основном с «Ростсельмашем», сейчас в эту разборку вклиниваются европейцы. «Гомсельмаш» сыграл на опережение, выпустив «Палессе GS16».

Предназначен для работы на больших высокоурожайных полях, ориентирован на российский рынок. Десятки машин поставят в Ставрополь и Краснодар.GS16 может работать и на кукурузных полях: «Гомсельмаш» готов комплектовать технику всей линейкой адаптеров. Ещё один козырь – компьютерная начинка.

Кабина комбайна просто напичкана всевозможной электроникой. Уже привычный джойстик для управления ходовой частью и руль для управления движением, но есть и одна особенность: в этой машине установлены сразу два бортовых компьютера.

На основной дисплей выводится текущая информацияо работе комбайна, расход топлива, температура масла и многое другое. А дополнительный используется для отслеживания работы системы картирования урожайности. То есть компьютер сам автоматически определяет, сколько центнеров с гектара можно собрать на этом поле и выделяет цветом: зелёный – это высокая урожайность, красный – урожайность плохая.

Современная белорусская техника не уступает конкурентам. Производительная, надёжная, и – дешёвая. Даже в сравнении с моделями основного игрока на рынке России.

Константин Борисенко, начальник управления рекламы и показа техники ОАО «Гомсельмаш»: «Ростсельмаш» выпускает «Торум 780». В принципе, аналогичная машина. Но в сравнении с нашей техникой она дороже. Ну, если наша стоит, допустим, порядка 160 тысяч долларов, то ростовская – 185».

Но эксперты считают, что сила наших производителей в сегменте техники широкого профиля. Трактор «Белорус» уже давно – визитная карточка страны, с каждым годом становится мощнее. Сейчас флагман МТЗ – модель 3522.

Основные узлы – отечественные. Планы по полному импортозамещению пришлось отложить – падение российского рынка заставляет в первую очередь искать новых покупателей и буквально «выгрызать» место под солнцем. Ключевое преимущество белорусской техники – универсальность. Трактор свободно совмещается со всеми навесными устройствами.

К примеру, на машину можно спереди повесить косилку, сзади – устройство для обработки почвы и сеялку.

Скоро трактор станет ещё привлекательнее: двигатели Deutz заменят на мощные Caterpillar.Новость вызвала панику на рынке. Ведь производительность «Белоруса» вырастет, а цена останется прежней.

Василий Гнедчик, начальник конструкторского бюро «Минского тракторного завода»: «Одна лошадиная сила «Белоруса» стоит около 300 долларов, одна лошадиная сила конкурентов лучших зарубежных стоит около 500 долларов. Когда я подходил к выставляемым аналогам зарубежным, мне представители говорят, что нам конкурировать с «Белорусом» сложно по цене».

Но невысокая цена не гарант успеха. Нужны современные технологии мировых лидеров. «Лидагропроммаш» и французская Tecnoma вместе создали опрыскиватель – ОВС 4224.

Выпущено всего два образца, один – на основе немецкого двигателяDeutz, «сердце» второго – отечественный, Минского моторного завода. Степень локализации невысокая, но в планах – заменить все импортные детали и вывести технику на мировой уровень.

Конструкция стандартная для опрыскивателя – машина приподнята над землёй. Это делается для того, чтобы не сминать посевы. Для этого же делают такие узкие колёса, повреждения почвы при этом также минимальны. Но есть в этой технике одна особенность: поливочный рукав – сейчас он в сложенном состоянии – 24 метра. Если добавить сюда бак вместимостью более 4 тонн, получится машина, способная за один выезд обработать большую площадь.

Техника ориентирована на экспорт, в первую очередь – на рынок стран СНГ. Белорусский гигант может в буквальном смысле развернуться на огромных полях.

Алина Позднякова, специалист по продажам «Лидагропроммаша»: «Очень высокий интерес к технике не только белорусских производителей, но и сельхозпокупателей, производителей и торгующих организаций из России, из Казахстана также к нам подходили».

Улучшать поставленную на конвейер технику – путь Беларуси на ближайшие годы. Планы по созданию новых образцов придётся отложить. К примеру, свеклоуборочных комбайнов в мире в год выпускают всего 300 единиц, покупатели поделены тремя компаниями. Одна из них, немецкая Grimme, заявляет прямо: конкурента – «Гомсельмаш» – на рынок не пустят.

Андрей Гердт, менеджер отдела сбыта завода сельскохозяйственных машин Grimme (Германия): «Дополнительных производителей в этой сфере рынок не примет, потому что рынок очень тесный в сфере этой техники, это не трактора. Если трактора продаются в количестве тысячи штук в год, то количество таких комбайнов в год очень ограничено».

Пожалуй, 2014 год показал все экспортные проблемы. В России наши машины ждут, но поддерживают своего производителя. В Европе можно заработать валюту, но там фермер берёт технику в аренду у машинных станций, многие из которых уже «забронированы» мировыми лидерами на годы вперёд. Новые рынки привлекательны, но их прелесть нивелируется длинным транспортным плечом. Да и конкуренты не дремлют. Их техника дороже, но зачастую мощнее, и её производитель поддерживает выгодными кредитами. Беларусь в этой «войне машин» далеко не аутсайдер. Но, чтобы вырваться в лидеры, нашим предприятиям нужно выработать особую, посткризисную стратегию. Без права на ошибку.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур