Из Африки в Европу. На неделе здесь надеялись узнать имя нового главы Еврокомиссии. Но, как и предрекали скептики, чуда не произошло. Почему? Прежде всего, из-за нынешней системы выборов. Очень многие не согласны просто отдать эту должность лидеру большинства в Европарламенте.
Успеет ли определиться преемник нынешнего главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера до начала работы Европарламента нового созыва? А это уже случится через неделю.
Красная, стометровая дорожка, по которой политики проходят в зал для переговоров, и огромная пресс-зона даёт журналистам возможность не только накоротке пообщаться с европейскими лидерами, но и детально рассмотреть – кто приехал в Брюссель и в каком настроении. Ангела Меркель после теплового удара – именно так пресс-служба объяснила дрожь канцлера на встрече с президентом Украины – выглядела весьма бодро. 69-летняя Бригитте Бирляйн, назначенная временным канцлером Австрии до внеочередных выборов вместо Себастьяна Курца, явно испытывала удовольствие от первого появления на публике и такого внимания прессы. А вот Тереза Мэй после своей отставки, хоть ещё и в статусе премьера, наоборот этого внимания лишилась. Журналисты почти разошлись к моменту её приезда.
Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «Это мой последний запланированный Европейский совет, в котором я буду участвовать. Я буду продолжать делать то, что мы всегда делали. Великобритания играет конструктивную роль в Европейском Союзе».
За закрытыми от прессы дверями они проведут почти десять часов, главным образом обсуждая кандидатов на ключевые посты ЕС на ближайшие пять лет.
«К счастью, нет», – произносит нынешний глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер под хохот в пресс-центре. Известный своим острым чувством юмора, он пытается поддеть коллегу и шутить даже в два часа ночи. Именно в это время окончилось заседание и хозяева встречи вышли к журналистам, которые с нетерпением ждали новостей.
Дональд Туск, президент Европейского совета: «Мы не смогли достичь большинства ни по одному из кандидатов. Нам придется собраться еще раз 30 июня».
Не смогли договориться. Это и станет главной новостью заседания Европейского совета. После общеевропейских парламентских выборов пришло время менять фамилии и в общеевропейской исполнительной власти. Претендентов лидеры ЕС, должны поддержать большинством своих голосов по согласованию с Европарламентом.
Антонио Таяни, президент Европейского парламента: «Позиция Европейского парламента абсолютно прозрачная – мы отстаиваем стратегию «шпитценкандидата», потому что это наиболее демократичная процедура. Это хорошая возможность сократить дистанцию между людьми и европейскими институтами».
«Шпитценкандидат», или ведущий кандидат. Это принцип, который всегда устраивал европолитиков и при котором пост главы Еврокомиссии автоматически доставался лидеру самой большой фракции в Европарламенте. В этот раз из 751 места большинство мест – 182 – досталось Европейской народной партии, которая выдвинула своим кандидатом депутата, немца Манфреда Вебера. На втором месте – альянс социал-демократов, дальше фракция либералов, и замыкают четвёрку лидеров партия «Зелёных», которая показала сенсационно высокие результаты и, конечно, желает видеть во главе Еврокомиссии своего кандидата – немку Ска Келлер.
Ска Келлер, лидер фракции «Зелёные» в Европейском парламенте: «Мы добились такого успеха, потому что стоим на позициях фундаментальных ценностей, свободы, прав человека, и, конечно, неустанно напоминаем о климатическом кризисе в мире. Мы видим, что происходит с окружающей средой, с нашей планетой, люди хотят видеть прогресс, и мы готовы за него бороться».
И все шансы на очередную победу у «Зелёных» есть. За переговорным столом лидеров стран ЕС возник раскол – многие высказались за то, что в основу решения надо ставить профессиональные качества кандидата, а не внутрипартийные интересы.
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Роль Франции – найти конструктивное решение, найти лучшую команду для Европы. У нас большие вызовы, постоянно меняющийся геополитический этап. Нам нужны политические деятели, которые возьмутся за этот проект дальше. Я буду поддерживать самых сильных людей в этом плане».
Ангела Меркель, федеративный канцлер Германии: «Нашей целью должен стать поиск решения совместно с Европарламентом, чтобы мы могли быстро приступить к работе. Это означает, что у нас есть еще несколько дней. Нужно идти вперед шаг за шагом, учитывая позицию Европейского совета, но также, я подчеркиваю, с уважением относиться к позиции Европейского парламента».
Лео Варадкар, премьер-министр Ирландии: «Да, европейский политический процесс всё чаще требует несколько раундов, порой легче выбрать Папу Римского, чем эти конкретные позиции».
Так и случилось – лидеры ЕС зашли в тупик по выбору кандидатов на ключевые посты, не смогли согласовать общий подход к финансовым инструментам для стимулирования интеграции в еврозоне, и так и не приняли глобальную климатическую стратегию по снижению парниковых выбросов. Ещё на год продлили санкции в отношении России, заявили, что не будут пересматривать сделку с Лондоном и потребовали от Турции прекратить буровые работы в экономической зоне Кипра, члена Европейского Союза.
Жан Клод Юнкер, председатель Европейской комиссии: «Я очень хотел, чтобы мы согласовали имя человека, который станет очередным председателем Европейской комиссии. Но я с удивлением заметил, что заменить меня очень трудно».
Вновь улыбки журналистов и очередная новость в виде отсутствия новостей.
Два насыщенных дня – огромное количество встреч, брифингов, интервью и ни одного принятого решения. Как бы ни пытались лидеры Европейского Союза говорить о единстве – на лицо кризис доверия и очевидное, растущее превосходство национальных интересов над интересами общеевропейскими. Ровно через неделю они соберутся снова и будут говорить о том же на саммите, который глава Евросовета Дональд Туск уже по привычке назвал экстренным.
Подписывайтесь на нас в Telegram