18 мая культурный мир широко отметил Международный день музеев. В 2015 году лозунгом праздника стала фраза «Музеи и устойчивое развитие общества». И в самом деле, какое же общество без раритетов прошлого и шедевров настоящего?
Иногда наша тяга к прекрасному создает угрозу безопасности самих экспонатов. И тогда с уже крылатой фразой «Не дышите не шедевры!» возникают люди невидимой профессии – музейные смотрители.
Она (см. видео – прим. ред.) молчалива и неприметна. Пенсионерка лет 70-ти. Может часами сидеть на стуле, разгадывая сканворды. И только взгляд выдаёт: не просто сидит, работает. Этакая «бабушка – божий одуванчик» сегодня во многом стереотипный портрет музейного смотрителя.
Таисия Лукьяненко, смотритель Национального художественного музея Беларуси: «Это некорректно. Лучше тихонечко и аккуратно что-то посоветовать. Ни в коем случае не обидеть посетителя. Ни в коем!.. Люди другие ходят сейчас в музей – грамотные».
Бывший торговый служащий, а ныне смотритель Национального художественного, однажды сообщила шёпотом: «Не думайте! Мы все тут с высшим образованием». Что, кстати, нанимателю неважно. Для него главное – отменные слух и зрение.
Элина Дмитриева, начальник сектора Национального исторического музея Беларуси: «Мастер-классов мы не проводим. Но вообще это, наверное, хорошая идея. У них квалификационные требования, всего лишь двухмесячные курсы. Зарплаты в 170-180 долларов вряд ли привлекут молодые кадры».
Редкость, по статистике, и кандидаты «от станка». Чаще – учителя, бухгалтеры, инженеры. Сегодня, открывая вакансию, пол зачастую указывают «женский». А ведь в финансовом отчёте 1774 года (первое упоминание о должности) смотритель – чисто мужское занятие.
Александр Дрозд, смотритель Центра современных искусств: «Мне здесь сразу очень понравилось тем, что выставки довольно быстро меняются, всё время приходят совершенно разные авторы. Само собой, должен, так сказать, следить за порядком. Но я, получается, и зритель. Могу целый день наслаждаться и вникать».
По диплому Александр Иванович – художник-график. 33 года – из своих 64-х – числился редактором. С минского полиграфкомбината уходил на заслуженный отдых. Однако дома не сиделось. Мол, ещё ноги держат. Сегодня он сам – редкий экземпляр. Другие музеи завидуют.
Галина Линник, старший смотритель Литературного музея Янки Купалы: «Только в то время, когда нет посетителей. Новости очень у нас смотрители любят, что в мире. Янку Купалу тоже изучаем. “На лавочке?” Нет, это не для нас! Мы любим жизнь, любим общение».
У профессионального закройщика это 15-е место работы. Галина Моисеевна заведовала даже банно-прачечным пунктом в Средней Азии. Муж – военный. После 60-ти осели в Минске. Ныне она старший среди смотрителей старейшего литературного музея страны.
Кажется, они следят за нами в оба. Ходят за нами, как тени по пятам. Сами смотрители делят посетителей на три категории. Первая – профи: в музей как на праздник. Вторая – те, кто не понимает Шагала, но очень хочет. И третья группа: «проходил мимо – решил зайти». Сущий ад.
Нередко публика экономит на экскурсоводе. Быть гидом смотрителям не запрещается, но и не приветствуется администрацией. Их дислокацию периодически меняют. Хорошая возможность саморазвития, убеждена Таисия Ивановна, за которой сегодня – старый русский зал.
Между прочим, поведает уже смотритель: «Это полотно – кисти Карла Брюллова. Купили у некогда популярной певицы Лидии Руслановой».
Таисия Лукьяненко, смотритель Национального художественного музея Беларуси: «Подсказываем, да: ваша картина – художник такой-то, такой-то. Журавлёв находится во втором зале. Мы просто много слышим, много запоминаем».
Пару лет назад американец Энди Фриберг посвятил музейным смотрителям серию фотографий. Отметив, что они удивительным образом соответствуют шедеврам, за которыми следят.
Александр Дрозд, смотритель Центра современных искусств: «Дотронуться и ощутить объём, текстуру – это всё понятно. Но я предупреждаю приходящих зрителей: дорогие товарищи или господа, просьба автора и наша – руками не трогать!»
Только им да научным сотрудникам разрешается смахивать пыль с раритетов. Сами же смотрители не такие уж «музейные древности». Особенно, когда экспозиция 3D.
Галина Линник, старший смотритель Литературного музея Янки Купалы: «Мы все с удовольствием принимаем новые технологии, показываем. Особенно этот зал очень любят дети: и викторина, и пазлы, и игры. Вместе с ними играем».
Элина Дмитриева, начальник сектора Национального исторического музея Беларуси: «У них нет обеда – это по законодательству. То есть есть такая статья, которая предусматривает, для людей такого плана работы, 20 минут перерыва, который входит в рабочее время».
Полная занятость – 8 часов в сутки и два выходных по гибкому графику. Заменить смотрителей за 240 лет не смогла ни одна современная система: ни в парижском Лувре, ни в краеведческом музее районного Копыля. Несмотря на скромную зарплату, сюда идут по призванию.
Подписывайтесь на нас в Telegram