В стране активизировались коммерческие компании, навязывающие населению свои услуги по завышенным ценам. С юридической стороны всё как будто безупречно – каждый вправе покупать любую услугу по любой цене. Но, как правило, покупателями становятся пенсионеры, которых убеждают в обязательности данного приобретения. Наталья Казей выясняла, как себя вести с непрошеными гостями.
Что только не предлагали Валентине Фёдоровне: посуду, фильтры для воды, одеяла, окна… Всегда давала отпор непрошенным гостям.
Валентина Недень, пенсионерка: «Ну, а тут “Энергосети”. Я уже думаю – проводка, 33 года дому и, конечно, надо пустить их, пусть посмотрят».
Не наивная, а ответственная. Милый парень представился работником «Энергосетей», показал документы и молниеносно приступил к делу.
Валентина Недень, пенсионерка: «Он говорит, что старые выключатели и нужно поменять. Ой, как раз и оторвалось – и вправду старые».
Прямо в тамбуре заключили договор – на замену счётчиков. Прейскурант: 50 рублей – предоплата, ещё 100 – после. И только когда подписи были поставлены, а счётчики заменены, Валентина Фёдоровна стала внимательно читать договор. Оказалось, никакие это не «Энергосети», а фирма «Декалион». А счётчики, которые поставили, стоят гораздо меньше.
Валентина Недень, пенсионерка: «Я им позвонила и говорю: “Вы просто меня обули! Мало того, что себе, так ещё и соседке поставила! И что мне теперь делать?” Она отвечает: “Ничего”. Я: “Ну как ничего, тогда буду с вами судиться!”».
Однако после такого разговора за оставшимися деньгами (а это ещё 100 рублей) к бабушке не приехали. В офис фирмы наведались мы.
Никакие не мошенники… Преуспевающие бизнесмены… Фирма «Декалион» официально зарегистрирована. Только вот свои лица бизнесмены прячут от камеры, угрожая нам судом. Здесь не скрывают – жалобы поступали, но все проверки фирма прошла.
Представитель компании «Декалион»: «Мы работаем официально и никакого закона не нарушаем. Это всё, что я могу сказать. И те услуги, которые мы оказываем, мы оказываем хорошо, качественно, с хорошей гарантией. Услуги, которые не делают у нас ни коммунальные службы, ни ЖЭС, ни государство».
Это никакие не «дыры» в обслуживании жилого фонда, утверждают в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, а… свобода выбора гражданина!
Геннадий Акстилович, пресс-секретарь Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси: «В данном случае какое-либо навязывание организаций со стороны ЖЭСа будет выглядеть, наверное, немножко некорректно и, в некоторой степени, это нарушение норм действующего законодательства».
Но пока законодательство менять не планируют, реально ли наказать таких ушлых бизнесменов?
Георгий Евчар, заместитель начальника управления – начальник отдела по взаимодействию с электронными СМИ Министерства внутренних дел Беларуси: «Это уже гражданско-правовые отношения – надо обращаться с исковым требованием. Может быть проведена экспертиза, которая даст заключение о качестве того продукта или того товара, который устанавливают».
За качество своих услуг Александр Гончар ручается. За тридцать лет, которые работает в ЖЭСе, не раз исправлял чужие ошибки.
Александр Гончар, рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений ЖЭУ №4 Первомайского района Минска: «Делают как временное – быстрее сделать и уйти, а потом их никто найти не может. И все люди обращаются опять же в ЖЭС, чтобы переделать».
И хотя Александра многие знают, а потому документы показывать не просят, в милиции настаивают: «Всегда требуйте служебное удостоверение!» А лучше – звоните в ту службу, работником которой представился незваный гость.
Александра Яковлевна и Виктор Фёдорович Бурдыко, пенсионеры: «Все кто, приходят вне вызова – мы отказываемся. Когда нам нужно – мы вызываем или сантехника, или идём в ЖЭУ».
В Следственном комитете советуют: всё происходящее снимайте на мобильный телефон! Это самый простой и самый действенный способ отпугнуть мошенников.
Но что делать тем, кто просто в силу возраста не может записать видео? В Бресте сейчас орудуют ушлые «электрики»: ходят по квартирам, представляются сотрудниками «Брестэнерго».
…Блочные выключатели в щитке поменяли, а вот розетки, как выяснилось, только на бумаге. Когда бабушка Полина поняла, что отдала больше миллиона неденоминированных рублей – подскочило давление, вызвали скорую. На защиту встал племянник Степан. Пришлось, как говорит, «включить мужика». Но силу применять не стал, хоть и провоцировали.
Степан Качанович, племянник Полины: «Достаточно импульсивный молодой человек, не давал мне сказать ни слова, пригласил меня в кабинет и провоцировал – в буквальном смысле этого слова (у него есть видеокамера) – я постарше и посильнее его, чтобы я ему, грубо говоря, морду набил. Но я этого, естественно, делать не стал».
Договор в результате разорвали, но аванс не вернули. Такой вот бизнес. В «Брестэнерго» напоминают: их сотрудники не предлагают заключить договор «на месте»!
Руслан Мелянчук, начальник службы сбыта энергии РУП «Брестэнерго»: «Для этого необходимо явиться в структурное подразделение для письменного заключения договора».
Позвонить, прийти, отстоять очередь, написать заявление, потом ещё ждать… Может, если бы с госструктурами было проще работать, меньше было бы и слишком предприимчивых бизнесменов в стране? Правда доказать состав мошенничества трудно. Ведь покупатель расстался с деньгами добровольно. Чтобы признать сделку оспоримой, нужно писать заявление в суд, платить за подачу иска, что уже непросто, тем более пожилому человеку.
Юлия Гончарова, официальный представитель Следственного комитета Беларуси: «Некоторые даже пытались прикрываться правоохранительными органами. Приходят к гражданам и говорят: “У нас там договор с ЖЭСом, у нас договор с исполкомом, мы вот действуем по поручению правоохранительных органов”. Эта информация не соответствует действительности».
Посчитать количество таких случаев непросто. Но то, что подобный бизнес процветает, это факт. В стране вряд ли найдётся хоть один, кому не предлагали бы что-то на самом деле ненужное, но очень дорогое.
Мы проверили, легко ли попасть в дом чужаку – позвонили в квартиру наугад, представились несуществующей организацией: «Здравствуйте, это вас беспокоит Минская энергетическая сеть, проверка счётчиков!» И нам открыли с первого раза.
Оказалось, в квартире живёт Наталья Коротченко. И к ней недавно и вправду приходили – якобы отрегулировать окна.
Наталья Коротченко: «Пришли, начали открывать стеклопакет и говорят, что поменять нужно резинки. Я говорю, зачем, если у меня новый стеклопакет? Зачем какое-то обслуживание и что-то делать? Сумма была, конечно, извините меня, 200 рублей! Я просто в шоке была от неё. За такую сумму я могу и новый стеклопакет поставить!»
На вопрос «Зачем сейчас она открыла нам дверь?» – лишь пожимает плечами. Мол, добрые мы, белорусы, и доверчивые. Но сегодня Наталья пообещала, прежде всего, самой себе: впредь будет бдительной.
Подписывайтесь на нас в Telegram