Наследие «потерянных» земель. Что хранит единственный в СНГ «Чернобыльский фонд»?

​Как много потеряла мировая культура после Чернобыля? До сих пор мало кто задумывается о масштабах трагедии, а ведь четверть века при Национальной академии наук Беларуси существует «Чернобыльский фонд». Александр Матяс увидел традиции, к сожалению, «потерянных» земель.

Как много потеряла мировая культура после Чернобыля? До сих пор мало кто задумывается о масштабах трагедии, а ведь четверть века при Национальной академии наук Беларуси существует «Чернобыльский фонд». Сегодня это уже открытое хранение артефактов, собранных в исторических местах. Александр Матяс увидел традиции, к сожалению, «потерянных» земель.

В музей, как в зоны отчуждения и отселения, – через контрольно-пропускной пункт. Здесь это дежурный вахтёр. Он, правда, не спросит даже «ваш билет?» Около двух тысяч артефактов сегодня бесплатно открыты каждому, спустя ровно 25 лет после первой экспедиции под руководством покойного профессора Виктора Шматова в так называемые Помпеи XX века.

Николай Мельников, научный сотрудник Музея древнебелорусской культуры: «Гарвыканкам Брагінскі пайшоў насустрач, выдзеліў свой аўтобус і мы паехалі ў вёску Калыбы. Гэта вёска нас проста ўразіла. Гэта быў этнаграфічны кландайк. Там ў кожнай хаце быў свой міні-музей. Не шкадую. Гэта ж быў толькі пачатак. Мы аб’ездзілі ўсю 30-кіламетровую зону, якая была за калючым дротам. А потым ездзілі таксама і ў Магілёўскую вобласць».

Учёный Мельников – участник 23 «походов» в загрязнённые территории. Сейчас таковых на Гомельском Полесье порядка 380 тысяч гектаров. Почти 500 – общая площадь единственной в СНГ коллекции спасённого буквально из-под пепла Чернобыля. «Белыми» стены помогали делать волонтёры. Замечу, доступна лишь часть закромов.

Пока ещё закрытый «Чернобыльский фонд». Сегодня здесь абсолютно всё безопасно. Вообще на этих экспонатах впервые в практике мирового искусства фиксировали показания на радиацию.

На дозиметре, уверяют в музее, будет «0» – проверяют примерно раз в месяц. Также в фонде «движимых» ценностей зафиксированы и «недвижимые». К примеру, зарисовки застройки уже захороненных деревень покажут скоро в отдельной зоне экспозиции.

Александр Галковский, хранитель коллекции Музея древнебелорусской культуры: «Адмыслова той пласт культуры, які ўжо зараз мы амаль страцілі ў выніку гэтай тэхнагеннай катастрофы. З пэўнымі прадметамі, скажам так, “інтэртактыў” цалкам магчыма і нават трэба праводзіць».

Допустим, освоить «ножную ступу» – единственную в музеях страны. Отечественной аутентикой уже заинтересовались в Варшаве. Туда из музея к 30-летию «Чёрной были» – баннерная выставка. Для подляшской Гайновки сейчас готовят оригиналы. Те, что в Минске уже хранят открыто.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска