«Наш курс правильный. Победим. У нас выхода другого нет!» Итоги переговоров Лукашенко и Путина в Сочи

«Наш курс правильный. Победим. У нас выхода другого нет!» Итоги переговоров Лукашенко и Путина в Сочи

Поговорить о союзном будущем Александр Лукашенко и Владимир Путин собирались еще в Самарканде. Но слишком много встреч и событий было на саммите ШОС. Поэтому вместо общения в древнем центре Великого шелкового пути, где останавливались караваны по пути из Китая в Европу, решили перенести беседу на побережье Черного моря. В сочинскую резиденцию «Бочаров Ручей».


Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Нам предсказывали крах, гибель и  жизнь многообразна, мы кому-то нужны, нам кто-то нужен. И мы нашли тех партнеров, которые с нами успешно работают, с которыми мы работаем. Я проанализировал сегодня утром все поручения, которые Вы давали правительству, я – в Беларуси о наших договоренностях. У нас срывов практически нет. И развитие нашей экономики, и вообще существование наших государств изменилось резко даже за три последних месяца. У нас и с импортозамещением нормально получается, и на своих самолетах будем летать: и военных, и гражданских (на военных мы и так летаем), и на своих автомобилях будем передвигаться. Никакого страха нет».

А вот у тех, кто громко кричал в Брюсселе «санкции», ситуация за последние 90 дней кардинально изменилась. Энергокризис сломает европейскую промышленность. Как пишет The Wall Street Journal, из-за роста цен на газ производители стали, удобрений, сырья переезжают в США. За океаном очень ждут европейские технологии и мозги, которых почему-то Старому свету не хватает, чтобы понять простую истину: Вашингтон разоряет Европу, сталкивая с Россией и Беларусью. Или просто услышать Александра Лукашенко.   

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Европа, если она очумела, – я про тех не говорю – за океаном. Я им три раза уже сказал, что их будущее вместе с нами, вместе с Россией, где есть все, что им надо. А у них есть то, что мы можем у них купить, – технологии и прочее. Что им еще надо? Просто надо принимать ответственное решение. Не хотят – не надо. Мы потихоньку будем выстраиваться. Унижения никто терпеть не будет. Не говоря уже о Беларуси, Россия – гигантская страна. Какие могут быть унижения? Мы же помним, как в  Америке, начиная с предыдущего президента: "Мы исключение". Корону на голову надел – "мы миром будем управлять". Мы же помним, мы обсуждали эту тему. То продолжается и сейчас. Нельзя так относиться к людям».

Тем более, диктовать им, что и у кого покупать. Особенно тем странам, которые ищут адекватных поставщиков и приемлемые цены. 

Владимир Путин, Президент России: «К сожалению, до сих пор блокируются поставки белорусских удобрений на мировые рынки. Очень странно, потому что мировые рынки, особенно в развивающихся странах, крайне нуждаются в этой продукции. Но тем не менее это до сих пор происходит».

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Кто хочет с нами в мире жить и уважать нас – мы открыты, и вы тоже, вы тем более. Вы об этом постоянно говорите. Мы готовы к этому, но унижения никто не потерпит. У русских людей никогда этого не было, и никто не позволит, ни один русский человек, ни одному президенту, в том числе и президенту Путину, не следовать этой линии. Вот вся экономика и политика. Но мы не единожды об этом уже говорили и будем продолжать говорить и настойчиво продвигать эту политику. А продовольствие, удобрения – слушайте, купят, покупают же сейчас. Сложнее, конечно, блокируют там. Не нас, а там блокируют людей, которые хотят купить, которые хотят заплатить. Они их блокируют, а не нас. Нам чего блокировать? Но находим же пути и продаем. Цены взвинтили. Не мы их взвинтили, Вы правильно говорите. Кому нужно это? Вот сейчас посмотрел новости утренние: вся Европа бурлит, богатейшая Германия – все на улице, все протестуют. Но когда-то это услышат же. Думаю, что услышат. Поэтому наш курс правильный, наше дело правое. Победим – у нас выхода другого нет».

А есть союзные программы и союзные проблемы. Вот почему Владимир Путин сокрушался по поводу недопуска белорусских удобрений, говорят аналитики.  

Николай Межевич, директор Центра белорусских исследований Института Европы РАН: «Дело в том, что у нас нет сейчас отдельно белорусских и отдельно российских проблем. У нас есть общие проблемы. Абсолютно не важно, речь идет о милитаризме Польши, удобрениях или комплектующих для "Могилевтлифтмаша". Потому что предприятие может быть белорусским, а покупатели – в основном российские, а, может быть, наоборот. Короче говоря, да, у нас два суверенных государства. Это очень сложная модель интеграции».

Но рабочая, когда люди слышат и слушают друг друга. А такт и уважение никогда не помешают, даже чтобы преследовать свои собственные экономические или политические интересы. Не диктат и тщеславие, а открытость и уважительность – качества, которые не помешали бы Западу. Ведь стран, которые разделяют претензии США на мировое господство, все меньше.

Вадим Елфимов, заведующий отделом политических обозревателей агентства «Минск-Новости», доцент: «Глобальный мир, действительно, сегодня, я бы так сказал, трясет по той простой причине, что одни претендовали на управление им, но не смогли с этим справиться, уже не справились. Это США, так называемый коллективный Запад. А партнерства, взаимоуважительного партнерства с другими центрами силы пока не возникло. Появляются новые центры силы, в которые входит в том числе и Беларусь, но конкуренция не устраивает Соединенные Штаты Америки, поэтому говорить о том, что глобальный мир будет спокойно развиваться, просто не приходится».

Вернуть мир образца 2019 года не получится до пандемии и паралича торговли и логистики. Хотя не стоит надеется и на то, что Запад не постарается провернуть сценарий 20-го года или еще одну из своих цветных пьес в любой точке мира, особенно в соседней России.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Все-таки непростой период, мир вообще перевернулся, можно сказать, – люди понимают. Есть разные люди. И здесь, и там хватает их, мы их видим, и слава богу, может быть. Есть некий водораздел и критерий, у нас в 20-м году, в России – сейчас, который показывает, кто есть кто. В этом ничего плохого нет. Я наблюдаю, у нас там мобилизацией пугают, здесь кто-то побежал за границу. Слушайте, у России 25 миллионов мобилизационный ресурс. Хорошо, пусть убежали 30 тысяч, 50 тысяч. Но они что, если бы здесь остались, нашими людьми бы были? Пусть бегут. Я не знаю, как Вы к этому относитесь. Я особо не переживал, когда в 20-м году несколько тысяч выехали. Просятся назад, большинство просят: "Заберите назад". И эти приедут. Только надо принять решение, что с ними делать: или пусть едут сюда, или пусть кормятся там, на вольных хлебах. Так поступать нельзя. Можно в конце концов договориться здесь и не бегать по Европе и по Америке. Ситуация ведь не та».

Что в мире за обстановка, лидеры говорили не раз. И что она значит для двусторонних отношений и для всего континента. Пальмовая ветвь в очередной раз протянута Европе – так, наверное, стоит трактовать слова Александра Лукашенко. Вопрос лишь в том, найдет ли она в себе силы и волю на уважительный диалог или в итоге позволит США списать себя со счетов экономически.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram