Белорусские гребцы рискуют не выступить на Олимпиаде в Рио

История обыска во Франции и его последствия – уже полгода удивляют спортсменов. 12 апреля на тренировочной базе полиция искала запрещённые вещества в номерах белорусов. Не нашли.

Этот инцидент вызвал значительный общественный резонанс. Решение Международной федерации каноэ о дисквалификации мужской команды грянуло «как гром среди ясного неба». Дело будут рассматривать в Лозанне. Белорусская сторона настаивает на отмене или хотя бы приостановке санкций и выбирает активную защиту: спортсмены чисты! Чем закончится дело белорусских гребцов?

Золото Олимпиады в Пекине и серебро Лондона у братьев Богдановичей, четыре олимпийские награды у Романа Петрушенко и Вадима Махнева, яркие победы сборной на Европейских играх в Баку, триумфы на чемпионатах мира и Европы и безусловный статус фаворита на любых соревнованиях. Сборная Беларуси по гребле входит в число планетарных лидеров, её боятся и уважают. Но Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро отечественные атлеты рискуют пропустить. Это финиш ещё до старта.

Скандал разразился в субботу – сборную Беларуси по гребле дисквалифицировали за нарушение антидопинговых правил. На специальной пресс-конференции журналисты, как говорится, «в теме».

Международная федерация каноэ утверждает: доказательства, что белорусские спортсмены принимали допинг во время сбора во Франции в апреле этого года, есть. Но в Минске уверяют: решение ничем не обосновано.

История обыска во Франции и его последствия уже полгода удивляют спортсменов. 12 апреля на тренировочной базе полиция искала запрещённые вещества в номерах белорусов. Не нашли. И повели спортсменов на допрос, мол, есть подозрения, что через границу провезли нелегальные медикаменты. Речь о мельдонии.

Но поговорка «не пойман – не вор» не сработала. И 16 июля, в субботу, в час ночи в Минск пришло извещение – сборную дисквалифицируют.

Тогда – один из лучших метателей молота в мире, сегодня – депутат Национального собрания Беларуси. И один из тех, кто умеет бороться за медаль уже после официальной победы. В 2008 году у Вадима Девятовского забрали олимпийскую награду Пекина. Якобы из-за положительной допинг-пробы. Спортсмен не согласился и начал сражаться уже в кабинетах еврочиновников. Два года тяжб, полмиллиона долларов затрат – и в 2010 году «серебро» Пекина вернулось в Минск. Появилась и уверенность: справедливость торжествует. Пусть и с опозданием.

Учитывая опыт такой борьбы, белорусская делегация уже в субботу отправилась во Францию. Там оказалось, что ни у полиции, ни у антидопиногового комитета вообще нет претензий: проверка идёт, но нарушений нет. А переговоры с Международной федерацией гребли получились контрпродуктивными. Говорят, сложнее всего ситуацию переживает Александр Богданович. Ещё недавно на проводах олимпийцев капитан команды принимал от Президента государственный флаг, а сегодня – он вне игры.

В итоге НОК Беларуси подал иск в Международный арбитражный суд в Лозанне – это высший орган, который ставит точку в любых делах, связанных со спортом.

Кстати, белорусская команда – не единственная, попавшая под дисквалификацию. К примеру, аналогичные санкции наложили на Румынию, но там – сразу 11 доказанных случаев употребления допинга.

Первый белорусский олимпиец своё «золото» Рима 1960 года в составе каноэ-«двойки» вспоминает как триумф не только силы, но и духа. Да и вообще тогда спорт был предельно честным, а допингом был разве что патриотизм. Да и сегодня, уверен Сергей Макаренко, спортсмены из бывшего СССР гораздо больше дружат с совестью, чем их конкуренты из Европы, Америки и Азии. И полвека назад международные организации, призванные помогать, палки в колёса и байдарки не вставляли.

Борьба с запрещёнными препаратами, говорят спортсмены со стажем, всё чаще похожа на средство устранения конкурентов. Ведь белорусские гребцы сильнейшие на планете, да и из-за допинга может быть дисквалифицирована вся команда России по всем видам спорта. А это мировой лидер.Поэтому Минск собирает подписи всех своих олимпийских чемпионов – чтобы передать протест тем, кто принимает такие решения.

И что самое интересное – исполком Международной федерации каноэ может дисквалифицировать спортсмена или всю федерацию страны, но не национальную сборную, это юридически невозможно. Как так? Во Франции тоже не ответили. Как и на вопрос, почему решение получили за два дня до дедлайна, а сами спортсмены вообще не были извещены. Хотя им должны были сообщить первыми.

Вместо того, чтобы готовиться к Олимпиаде в Рио, сборная по гребле вынуждена наблюдать за совершенно другими «соревнованиями» – международными допинговыми играми. Белорусы здесь не фавориты, но чиновники и адвокаты признаются – время ещё есть, бороться будут до последнего.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур