Национальный интерес

О том, что основа жизнедеятельности любого государства – экономика и чёткие правила, безусловно, важны здесь для всех категорий населения, Президент ещё раз напомнил в четверг, утверждая решение на охрану государственной границы.

О том, что основа жизнедеятельности любого государства – экономика и чёткие правила, безусловно, важны здесь для всех категорий населения, Президент ещё раз напомнил в четверг, утверждая решение на охрану государственной границы. Для любопытных: её длина составляет около 3 тысяч километров. Разумеется, говорили не только про такие важные в данном ключе вещи, как техническое обустройство самих границ или потоки миграции – легально и нелегальной. Но и про транзит товаров через нашу страну, особенно на фоне санкционных противостояний наших соседей.

Через пункт пропуска «Брест» каждый день проезжают сотни машин. Ещё несколько лет назад выявить среди этого потока контрабанду и распознать нарушителей пограничникам помогали специально обученные собаки. Теперь и современная техника. Такой рентген позволяет увидеть то, что срыто за обшивкой автомобиля. С этого года обеспечивать порядок на границе будут и «беспилотники».

Андрей Фёдоров, начальник управления охраны границы Брестской пограничной группы: «В этом году мы ожидаем поставку нескольких беспилотных авиационных комплексов на вооружение. Они будут использоваться для постоянного мониторинга обстановки на участке подразделения зелёной границы в любых погодных условиях как днём, так и ночью».

Сегодня пограничники не столько патрулируют, сколько контролируют границу, используя… оптику. Камеры охватывают 360 градусов, видят в темноте, способны сфокусироваться на любом объекте. Вот, например, Холмские ворота. Кстати, район Брестской крепости – один из наиболее популярных у нелегалов. На счету этой пограничной группы в прошлом году 95 задержанных нарушителей.

Леонид Мальцев, председатель Государственного пограничного комитета Беларуси: «Риски, вызовы и угрозы возрастают. Основные усилия мы сосредоточим на инженерном оборудовании южного направления на границе с Украиной, в направлении АЭС. Инженерное оборудование – это сигнализационные комплексы, пункты технического наблюдения, беспилотные летательные аппараты. Это всё в 2015 году поставлено на вооружение и эта работа будет продолжена».

О приоритетах в защите государственной границы Леонид Мальцев доложил Президенту. Учитывая особую актуальность темы, разговор вышел за пределы лишь ведомственных интересов. Ведь Беларусь располагается не на острове, а значит, её так или иначе затрагивают региональные проблемы, среди которых тлеющий конфликт на юго-востоке Украины. Александр Лукашенко предельно однозначно отреагировал на факты, когда некоторые – цитата – «смелые люди из Донбасса» позируют в Беларуси с оружием в руках.

На совещании Президент поручил детально изучить эффективность защиты экономических интересов Беларуси на границе. Взымание пошлин, тарифная политика, обоснованность импорта – все эти аспекты предстоит тщательно проанализировать. Отдельная тема – отношения с ключевыми партнёрами – Россией и Украиной. Здесь, как выразился Президент, Беларусь оказалась как между молотом и наковальней.

По сути Россия и Украина ввели относительно друг друга торговое эмбарго. При этом, как в любом кризисе, потери неизбежны. Насколько они могут быть велики и каково влияние этого противостояния на Беларусь?

КИЕВ

Обмен торговыми «любезностями» между Киевом и Москвой начался в конце прошлого года, когда Россия разорвала договор о зоне свободной торговли с Украиной. Хотя о таких последствиях украинские власти были предупреждены, когда подписывали Соглашение о свободном рынке с Евросоюзом. Выгоду от этой ассоциации, говорят эксперты, в Украине ощутят ещё очень не скоро. А вот санкции со стороны России уже ударили по экономике.

С 1 января вступило в силу эмбарго на поставку украинской сельхозпродукции на российский рынок. Медлить с ответом официальный Киев не стал. Уже 10 января российские товары (от чая до кошачьего корма) были запрещены к импорту в Украину. И сейчас правительство подумывает расширить «чёрный список». Но самой серьёзной и неожиданной «подножкой» от России, говорят чиновники, стал полный запрет провозить украинские грузы через российскую территорию в третьи страны. Десятки фур не смогли пересечь границу в направлении Казахстана, Азербайджана. Чтобы не прерывать торговлю со странами Средней Азии, на этой неделе Украина запустила пробный контейнерный поезд в обход России: из Одессы в Китай через Грузию, Азербайджан и Казахстан. Антисанкционный маршрут, как признают украинские чиновники, вынужденная мера. И очень затратная.

Всеволод Степанюк, экономист: «Конечно, таким путём можно возить золото, наркотики, но если таким путём везти продукты сельского хозяйства, то они будут неконкурентоспособны в этих странах».

Большинство украинских грузов, автомобильных и железнодорожных, сейчас переоформляются для транзита через нашу страну. Теоретически украинская сторона имеет право доставить товар в Казахстан, въехав в Россию с территории Беларуси. Несмотря на риски для собственной экономики, наша страна, в отличие от России, не стала разрывать договор о зоне свободной торговли с Украиной. Впрочем, и в Киеве понимают: в нынешней ситуации дружить с Минском гораздо выгоднее, чем отгораживаться от соседей барьерами. К примеру, на этой неделе решился вопрос с дополнительными пошлинами на белорусские товары. Украина собиралась их повысить, но пока решила этого не делать. 

Власти Украины, как и обещали, уже пожаловались во Всемирную торговую организацию на дискриминацию со стороны России. А также заявили, что первыми снимать санкции не намерены. Так что теперь и торговое противостояние Киева и Москвы обещает затянуться.

МОСКВА

О том, что у России есть опасения по поводу создания зоны свободной торговли между Европейским союзом и Украиной, ни для кого не было секретом. Собственно, вступление в силу этой формы отношений Киева и ЕС было отложено на год именно после протеста Москвы. Всё это время Россия пыталась продолжать с украинскими и европейскими партнёрами консультации. Но 21 декабря в Брюсселе, где проходил их последний раунд, стало понятно: переговоры провалились. С 1 января российский рынок стал полностью закрытым для украинских товаров. 

Ещё в начале декабря на своей итоговой пресс-конференции президент Путин заявил, что никаких смягчительных жестов в адрес Украины не будет. Эксперты объясняют это тем, что по большому счёту терять уже нечего. Из-за ухудшения отношений, а также разрыва производственных связей, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе, товарооборот между Украиной и Россией в 2015 году сократился на 80%. Под угрозой из-за санкций оказались проекты, завязанные не только на Москве, но и на странах Евразийского экономического союза.

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ: «Эти санкции, конечно, не самым благоприятным образом сказываются на странах ЕАЭС. Мы в едином экономическом пространстве, и это всё не здорово, но в то же время видна добрая воля стран-участниц Союза преодолеть эти непростые экономические обстоятельства».

Здесь, в первую очередь, идёт речь о решении Беларуси помочь тем украинским и российским производителям, которые пострадали от одномоментности закрытия рынков. Это касается, например, доставки грузов в тот же Казахстан и дальше в Азию. Республика предложила России определить направления, по которым Беларусь будет пропускать транзитом товары из Украины в третьи страны. Кроме того, идею Минска перерабатывать украинскую продукцию и уже потом поставлять её в Россию, что не противоречит законам Евразийского экономического союза, некоторые аналитики в Москве тоже считают рациональной. 

Чем обернётся очередной публичный разрыв и введение новых взаимных эмбарго и санкций между Россией и Украиной, скоро будут выяснять экономисты. Но уже понятно, что основные издержки высокая политика переложит на плечи бизнеса и потребителей.

Обсуждался на совещании и миграционный кризис в Европе, которая оказалась не в состоянии справиться с волной беженцев. Рост преступности, террористические угрозы и поляризация европейского общества – всё это лишь некоторые последствия явления, которое уже называют большим переселением народов. Новый год в Кёльне с грабежами и изнасилованиями, беспорядки в Гамбурге, Штутгарте, Берлине, Франкфурте-на-Майне, вспышки насилия в Швеции, Финляндии и Австрии… И если раньше Беларусь выполняла, и довольно эффективно, роль фильтра на пути нелегалов, которые стремятся из Азии в Европу, то теперь впору готовиться противостоять обратному потоку.

Попасть в Германию, получить статус беженца и раствориться среди тысяч своих соплеменников рассчитывал сириец Або Ахмад. Доехать нелегал успел лишь до Гомеля. А имея при себе лишь временное свидетельство на проживание в России, пришлось повернуть обратно на Восток.

Это лишь эпизод из трудовых будней миграционной службы, которая проверяет всех, кто рассматривает Беларусь как транзитную страну или в силу обстоятельств хочет называть второй родиной. Здесь всё строго: государство готово предоставить кров и работу в обмен на готовность соблюдать закон.

Ирина Кобрусева, начальник управления по гражданству и миграции УВД Гомельского облисполкома: «Конечно же смотрим, какая это личность, какое у него образование, какая семья. Каждый иностранный гражданин, прибывающий на территорию нашей области и Республики Беларусь в целом, должен понимать, что если он будет нас обманывать, не будет соблюдать законодательство, то он просто-напросто не останется у нас».

Подпись Президента под решением об охране государственной границы – акт, в общем-то, традиционный и ежегодный. Но в современных условиях он приобретает особую значимость. Это внятный сигнал белорусам – спокойная и безопасная жизнь гарантирована. Это и послание, прежде всего, западным партнёрам – надёжность белорусского рубежа в их интересах. 

Подписывайтесь на нас в Telegram