На Военном кладбище в Минске открыта мемориальная доска сыну Якуба Коласа

На Военном кладбище в Минске открыта мемориальная доска сыну Якуба Коласа

В этот памятный день на Военном кладбище в Минске открыта мемориальная доска ефрейтору Георгию Мицкевичу. Он же Юрий. Сын Якуба Коласа осенью 41-го пропал без вести под Вязьмой. Похоронки не было. Установлен кенотаф – могила без тела – стараниями семьи и музея народного поэта Беларуси. Отныне безмерно благодарным потомкам есть где голову склонить. 


Якуб, Мария, Данила, Михась – все свои, родные. И теперь на этой «безымянной высоте» еще одно имя. В крещении – Георгий (в честь святого Победоносца). В семье его звали Юрка. Даже офицеры отдают честь мужеству простого белорусского солдата.

Сергей Тур, заместитель директора предприятия «Спецкомбинат КБО» Мингорисполкома: «С 50-х годов кладбище закрыто. Только близких родственников, и то – подтверждающие документы если они предоставят, то можно урну захоронить здесь. Министерство культуры Беларуси пошло навстречу и приняло такое решение, чтобы памятная доска сыну Якуба Коласа все-таки была». 

У Военного кладбища особый статус. Оно не просто среди самых почтенных в столице – известно с 40-х годов XIX века. Фактически – это национальный пантеон. Здесь обрели вечный покой Купала, Колас, более полутысячи воинов-освободителей Минска. 

Максим Петруль, скульптор: «Как сочетать литератора и отца? И я решил, что эту доску нужно сделать почерком Якуба Коласа. Почерк – это очень личное. Достаточно долго, кропотливо подходил, выверял каждую букву». 

75 лет назад песняр посадил на своей усадьбе дуб. В память о среднем сыне. Уже могучее дерево с крепками корнями. «Если услышишь мой голос, отзовись дорогой...» – из радиообращения Коласа в ноябре 42-го. Отец солдата и после Победы ждал, надеялся... 

Мария Мицкевич, внучка Якуба Коласа: «Ёсць такія цудоўныя радкі, што “мне боль пякотна сэрца гложа. І сына ўспомню… А дзе магіленька яго, мне адказаць ніхто не можа". У спальні, прасынаючыся, ён заўсёды глядзеў на фотаздымак і ўспамінаў свайго любімага сына Юрку». 

«Нас разлучыў няўмольны лес…» – слово о Юрке в поэме «Рыбакова хата». В 47-м классик смирился с тем, что в земле где-то под Москвой лежит ефрейтор Мицкевич, участник героической обороны Смоленска, его «коласок». Он родился 105 лет назад.  

Через годы, через расстояния, боец символически вернулся туда, где об отчем доме уже напоминает только скромная доска. Сгорел в первые дни Великой Отечественной, когда Минск бомбили. На этом месте, в парке Горького, летом 41-го родные видели Юрку и обняли в последний раз. 

На Военном погосте в Минске никто не забыт. Братская могила. Устанавливают имя и появляются новые надписи. Вне алфавитного порядка. Сегодня к кенатафу отважного сына Родины – полевые цветы. Итак, еще одна белорусская семья воссоединилась.  

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Новости Минска