Помощь в улучшении жилищных условий всегда будет в числе приоритетов социальной политики Беларуси. Об этом сегодня заявил Президент на совещании, где рассматривали новую редакцию Жилищного кодекса. Действующий документ требовал обновления. Вопросов накопилось немало: от распределения жилья, в том числе арендного, до коммунальных платежей. Но вскрылись и другие проблемы.
«Люди как люди, квартирный вопрос только испортил их», – этой цитате классика скоро стукнет 100 лет, а жилищные кризисы то разгораются, то затухают. Актуальность вопрос, кажется, не потеряет. Жилищный фонд страны составляет 255 квадратных километров. Словно бы два областных центра, не считая Минска, застроили под завязку. Как в очереди из нуждающихся стать крайним? Как получить жильё или из него выселиться? Все судьбоносные шаги прописаны в Жилищном кодексе. Для сферы ЖКХ документа важнее нет.
Жилищный кодекс приняли пять лет назад, но за это время он морально устарел. Нельзя сказать, что законодательство не менялось. Новации в системе ЖКХ подкрепляли указами Главы государства. Дошло до парадокса: нормы в указах и кодексе противоречат друг другу.
Юристы уверяют, что пришло время свести новеллы в единый акт. И тут же успокаивают: жилищно-коммунальной революции не будет.
В новой редакции закрепят порядок предоставления арендного жилья. Десятая часть положена людям в форме, треть – тем, кому жильё выделяют на время трудовых отношений, оставшиеся 60% распределяют в порядке очереди. Пропишут и срок, на который заключают договор найма. Он составит пять лет. Если претензий к съёмщику нет, то договор продлят ещё на пятилетку. Арендное жильё – это тема, что на слуху не первый год. Сейчас на рынке почти 150 тысяч таких квартир. Механизм позволил сократить очередь из нуждающихся на 15%.
Маргарита Почицкая, начальник отдела агентства недвижимости: «Это хорошая альтернатива коммерческой недвижимости. Арендное государственное жильё дешевле. Если однокомнатная квартира государственного арендного жилья на окраине города стоит около 96 рублей, то коммерческое жильё здесь будет, скажем, от 300 рублей».
На совещании сошлись во мнении, что новый кодекс – это веление времени. Не пришлось бы только вскоре менять и его. Президент требует заглянуть вперёд – кодекс уходит на обсуждение к депутатам. Если разногласий не будет, то его примут на осенней сессии.
Ещё одна тема – ветхое и аварийное жильё. Оно занимает всего одну десятую процента всего жилого фонда. Однако в абсолютных цифрах составляет почти 250 тысяч квадратных метров, как 35 футбольных полей. Словом, всё относительно.
За пять лет местные власти снесли 50 тысяч пустующих и ветхих домов, но отчуждение (передачу в собственность другому лицу) прошли только 355. Это значит, что заброшенное преимущественно сносится. Это позволяет дать новую жизнь земле. 8,5 тысячи гектаров ввели в хозяйственный оборот. Но ведь можно воскресить и здания.
Вот пример из Гродно. Ещё два года назад здесь располагалась военная часть. Сейчас на месте 14 гектаров развалин идёт масштабная стройка.
Всего через год здесь вырастет элитный район из девяти домов (2,5 тысячи квартир). До центра всего пять минут пешком. Под бульдозер идёт не всё. Часть казарм и складов сохранили под магазины и кафе.
В одном только Гродно около 150 гектаров оставленных военными. Советское наследие. Специалисты подсчитали, что расширять город дорого. Реанимировать пустоты гораздо выгоднее.
Тереса Гайдук: «Жить хорошо. Вода тёплая, туалет на месте. Тепло, топить печку не надо».
Один из первых новосёлов на месте бывших военных частей говорит, что в обещания заменить ветхие дома новым жильём верилось с трудом. Но местные пошли навстречу и дали согласие снести целую улицу. Они получили обещанное – большие квартиры. Сейчас шутят, что не хватает лишь огородов. Чтобы подобных хеппи-эндов стало больше, разработаны меры, которые упростят процедуру вовлечения пустующих и ветхих домов в оборот.
Андрей Гаев, председатель Государственного комитета по имуществу Беларуси: «В тех случаях, когда отсутствует спрос на здания, будет допускаться возможность продажи объектов без аукциона. Это будет распространяться на небольшие отдалённые территории, не будет это относиться к Минску и областным центрам. Разрешается понижать цену объектов, выставляемых на аукционы, если они оказались безрезультатными».
Как определить: дом заброшен или хозяин о нём позабыл? Критерием будут не столько дни, проведённые под крышей, сколько усилия, приложенные к участку. Неухоженная территория и ненужная земля заботит государство.
Строительство под новосёлов не в ущерб старожилам, уплотнение без подобия коммунальной квартиры, дороги и теплотрассы без вырубки вековых деревьев – вот чего требует Президент от местных властей. Найти компромисс иногда непросто.
В качестве примера можно привести недавний конфликт на столичной улице Центральной. Там в мае внезапно стали массово рубить деревья, расчищая площадку под теплотрассу. Можно снять асфальт, но проложить новые трубы решили не под дорогой, а по зелёной зоне, украшающей соседство с Минским автомобильным заводом.
В прессе прокатилась волна возмущения. Лишь это позволило местным жителям отбиться от внезапных лесорубов. Похоже, только на время.
Ничего не нужно делать в ущерб людям. В этом уверен Президент. Красной нитью на совещании: порядок на земле и в домах возможен вместе с порядком в умах. Тогда логичными и своевременными будут и законы.
Подробности – в видеосюжете
Подписывайтесь на нас в Telegram