На Шёлковом пути. Почему китайцы полюбили белорусские товары?

808

Китай возрождает Великий шёлковый путь. Цель та же, что и в древние века – укрепить торговые и экономические связи. А вот средства совершенно другие: Пекин готов способствовать развитию транспортной и логистической инфраструктуры стран-участниц. 

Критики проекта, к примеру, США видят в этом угрозу – мол, Китай тем самым наращивает свое геополитическое влияние. Автор инициативы Си Цзиньпин парирует: это открытый клуб, где ждут каждого. 

Китай использует не ракеты, санкции или угрозы, а делает ставку на инвестиции и совместные проекты. И партнёры это ценят. В рамках этой инициативы подписаны договоры со 140 странами и организациями. А Пекин во всю готовится в конце апреля провести уже второй форум «Один пояс, один путь». Первый прошёл два года назад. Участие в нем принял Президент Беларуси. И в этот раз наша страна будет представлена на самом высоком уровне.

Какие товары уже сегодня следуют по новому пути, в будущем их будет только больше, и за что китайцы полюбили белорусское?

Район Юйбэй многомиллионного мегаполиса Чунцин, по сути, самое сердце Китая. А сладости, книги и сувениры белорусские. Центр туристической и культурной продукции открылся пару месяцев назад, но уже стал популярным среди местных жителей. 

Казалось бы, какой смысл покупать то, что сделано за тысячи километров? Но факт – белорусское в Китае модно. Ведь это экзотика там, где делают практически всё. Наши производители научились удивлять, тонко чувствуя и угадывая желания покупателей. 

Это одно из самых крупных сельхозпредприятий Беларуси. Только мяса птицы агрокомбинат выпускает почти 90 тыс. тонн в год. Основными покупателями (кроме внутреннего рынка) долгое время были российские партнёры. Теперь треть всей продукции поставляют в Китай.

Новый покупатель появился после презентации в Шанхае в прошлом году.

Как итог – новые контракты на поставку. За четыре месяца отгрузили продукции на $1,5 млн. 

Наталья Ежова, заместитель генерального директора по экономике и финансам агрокомбината «Дзержинский»: «Увеличилось количество поставщиков, если в прошлом году мы работали с двумя покупателями КНР, то в этом году с четырьмя организациями  работаем». 

Эта партия готова к отправке и через месяц окажется за тысячи километров. Традиционно грузовые потоки между Беларусью и Китаем идут через порты Чёрного и Балтийского морей, в основном через Клайпедский.

Хотя недавно появилась и полноценная альтернатива. Современный преемник Великого шёлкового пути – это перевозки ускоренными контейнерными поездами. Это втрое быстрее, чем морским транспортом, и вдвое дешевле, чем воздушным. 

В прошлом году из Беларуси в Китай по сухопутному маршруту отправлено более 1000 контейнеров с белорусской продукцией. 

Логистика в торговле между Беларусью и Китаем – основной фактор. Ведь важна скорость доставки. Это позволит меньше торговать сырьём, а больше готовой продукцией. Цель именно такая. 

Алексей Богданов, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «Мы ожидаем и новых контрактов. В первую очередь ставим цель расширить ассортимент поставляемой продукции. Поэтому ставим задачу расширить количество участников мясопереработчиков ( и мяса говядины, и мяса птицы) и, конечно, успешно представить марки, которые ещё не были известны в Китае». 

Лучше всего курс на укрепление торговли демонстрируют цифры. Если в 2017 году  в Поднебесную продано сельхозпродукции на $15 млн, то уже в 2018 только по «молочке» заключены контракты более чем на $100 млн. По итогам этого года, уверены эксперты, объёмы будут ещё солиднее. 

Владимир Улахович, председатель торгово-промышленной палаты Беларуси: «Китай начал открывать свой рынок, и опять же это связано с тем, что  рост потребления в Китае очевиден. Сегодня Китай может предложить ресурсы и свои финансовые, и производственные мощности, но важно в наших отношениях перейти от кредитов, от связанных кредитов, которые предлагают, к прямым инвестициям. Площадка у нас для этого есть – наш парк индустриальный». 

По сути, «Великий камень» сегодня – один из ключевых промышленно-логистических узлов в большом проекте «Шёлкового пути». И, надо заметить, один из самых перспективных. Сегодня в индустриальный парк инвестировано более $440 млн. Число резидентов растёт, появляются высокотехнологичные производства. Здесь же крупнейший на мировом рынке логистический игрок разместил склады. Новый импульс отношениям, уверены эксперты, придаст международный форум. Он пройдёт в Беларуси уже в начале июля. По задумке первая подобная площадка соберёт всех заинтересованных в строительстве Шёлкового пути.