Заявления можно подать до полуночи 30 июня. И сроки продлеваться не будут. После чего всё неприватизированное жильё станет арендным, и к коммунальным платежам добавится соответствующая плата.
Ажиотажа у касс сегодня нет, пусть и до окончания срока приватизации всего две недели. 120 заявлений за июнь. Чаще приходят за консультацией. К примеру, Пётр Прокопенко свою квартиру приватизировал 20 лет назад. Но решил уточнить – в порядке ли документы.
Преимущества приватизации очевидны. В первую очередь, это возможность стать полноценным владельцем жилья и распоряжаться им по своему усмотрению. Конечно, заплатить, и немало, придётся, но ведь затем квартиру можно оставить детям, обменять или вовсе выгодно продать, ведь её рыночная цена в разы выше.
Впрочем, далеко не все поспешили оформить право собственности. Причём приватизация идёт с 1992 года, а её активная фаза началась лишь в декабре 2013 года, когда указом Президента была определена конечная дата: 1 июля 2016-го. В этот день неприватизированное жильё перейдёт в статус арендного.
Когда законопроект только разрабатывался – а его положения обсуждали на высшем уровне – в Беларуси было около 400 тысяч неприватизированных квартир, это около 14% всего жилья по стране. Сегодня цифра куда скромнее.
Татьяна Библис, консультант управления жилищного хозяйства министерства ЖКХ: «По состоянию на 1 июня в Беларуси имеется около 160 тыс. неприватизированного жилья. Завершающий этап приватизации проходит без ажиотажа. К примеру, с января в городе Минске приватизируется около 100 квартир ежемесячно».
Причём скептикам в Министерстве отвечают: неприватизированное жильё – это не только те дома и квартиры, которые можно оформлять в собственность. К примеру, в Минске 93% жилого фонда – в частном владении, оставшиеся 7% – около 20 тыс. квартир – это и готовые к приватизации квартиры, и арендное жильё, социальный жилфонд и даже детские дома, то есть те помещения, которые приватизировать нельзя. И любую цифру с пометкой «остаётся неприватизированным» можно делить пополам – это и есть реальное положение дел.
Желающих стать полноправными хозяевами своих квартир ждут в комиссиях, которые образованы в организациях, на чьём балансе находятся заветные метры. Процедура проста: подать заявление в исполком (при наличии – с документами на льготы и чеками «Жильё»), дождаться ответа (он придёт в письменном виде в течение месяца), оплатить минимум 10% от оценочной стоимости жилья и с квитанцией идти подписывать договор на приватизацию. Если, конечно, такое решение оправдано.
В последние годы государство не раз шло на уступки гражданам, разрешая, к примеру, приватизировать жильё, если нет техпаспорта или госрегистрации. Но остались и запреты. Этот дом в деревне Новосёлки Могилёвской области (см.видео – прим. ред.) Александр Лях получил 15 лет назад, о праве собственности не думал – жили и жили. Запрыгнуть в последний вагон убедили дети. Но камнем преткновения стали самовольные постройки: баня и сарай.
Сносить «незаконную» баню жалко. Придётся включить её в общую стоимость приватизации и оплачивать то, что даже достроить не успели. Сумма в итоге вырастет, и значительно. Вообще приватизация – дело индивидуальное: кто-то заплатит Br40 млн, кто-то Br300 млн, в зависимости от квартиры или дома. Хотя случаев, когда граждане не согласны с оценкой, немало. Порой стоимость двух идентичных квартир в соседних домах отличалась в разы.
Именно цена поделила условную очередь за приватизацией на две части: столица и регионы. В Минске выгоднее платить по госоценке, ведь рыночная стоимость вторичного «квадрата» здесь гораздо выше. А в регионах наоборот: порой в балансовую цену не входят состояние дома, популярность района и другие факторы. При этом конечную стоимость приватизации сформирует именно наименьшая цена. Выход есть, если и повторная оценка кажется завышенной.
Дмитрий Галко, заместитель начальника отдела Комитета госконтроля Гомельской области: «Собственником была заявлена оценочная стоимость Br400 млн, при проведении независимой оценки такая стоимость составила Br219 млн. По рассмотрению обращения гражданина из города Наровля было установлено, что при оценке собственником не был применен понижающий коэффициент. После применения его сумма оценки уменьшилась на Br5,7 млн».
Если всё же сумма окажется неподъёмной, то от приватизации можно отказаться, и выгонять на улицу не будут. Жильё перейдёт в состав коммерческого. И за проживание придётся платить не только «коммуналку», но и ренту. Её цена будет зависеть от метража, качества и расположения дома. Но это отнюдь не так дорого, как просто переехать в арендное жильё.
При этом сразу нужно внести хотя бы 10% от суммы, остальное – в рассрочку на 40 лет. Но о продаже, дарении или обмене квартиры можно забыть до полной выплаты денег. И хоть до дня «Ч» осталось всего две недели, успеть можно – в последние дни июня принимать документы будут до полуночи. К тому же, чиновники подчёркивают: 30 июня – последний день приёма именно заявлений, то есть оплатить первый взнос и подписать договор можно будет и после.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram