На уходящей неделе «Синей птицей» Мориса Метерлинка открылось после реконструкции здание Театра юного зрителя в Минске. Искушенному залу, а в новеньких креслах были не только дети, но и множество чиновников, такой выбор для премьеры показался весьма символичным.

На уходящей неделе «Синей птицей» Мориса Метерлинка открылось после реконструкции здание Театра юного зрителя в Минске. Искушенному залу, а в новеньких креслах были не только дети, но и множество чиновников, такой выбор для премьеры показался весьма символичным.

Как известно, в 1908 году пьеса впервые прогремела на подмостках Московского художественного театра и вот уже боле ста лет заветные билеты на «Синюю птицу» спрашивают театралы по всему миру. А значит, кассы не остаются пустыми… К тому же для самого театра, который провёл на чужих сценах 5 сезонов, возвращение на родную землю было уже сродни мечте о той самой «Синей птице», исполняющей желания.

Тут впору появиться знаку «Осторожно, дети!». На минскую улицу Энгельса вернулся единственный в стране Театр юного зрителя. «Заслуженный коллектив» ушёл из этого дома пять лет назад, если считать де-юре. Де-факто же все шесть. Мгновения 2009 года: прощальный капустник, последний звонок. Аварийным здание признали ещё в середине нулевых.

Оконченный с наступлением лета ремонт – один из самых «громких» в театрах Беларуси. За пятилетку сдвигались сроки сдачи объекта, сменялись директора, труппа бродила по столице. Сегодня стены ТЮЗа сотрясает лишь метро. Маршрут второй ветки пролегает под землей вдоль главного фасада.

Игорь Воронин, директор Белорусского театра юного зрителя: «Иногда, сидя в зале, находясь в помещениях театра, слышу, как проходит поезд. Конечно, архитектурный стиль и декор сохранились прежние – начало 50-ых годов».

Остов здания, к слову, старше – середины 30-ых. До и после войны облик ТЮЗа создавал архитектор Александр Войнов. Теперь это памятник второй категории, национального значения. Отсюда, шепнули, «основная причина задержек». Мол, ломать было нельзя – только реставрировать.

Наталья Кочанова, заместитель премьер-министра Беларуси: «Несомненно, государство как поддерживало театры, так и будет поддерживать. Потому что для нас это важно. Важна наша традиция, культура».

По поручению Президента вице-премьер воочию оценила, на что потрачены почти 230 млрд рублей. К примеру, в Ёлочном зале раскрыты фрески классика соцреализма Ивана Ахремчика. Под сводами ТЮЗа начинал композиторскую карьеру Марк Фрадкин. Кто же сегодня не знает его песню «Течёт река Волга».

Александр Полозков, актёр Белорусского театра юного зрителя: «Я зрителя слышу, слышу его реакцию, слышу себя. Но в полном объёме я смогу сказать об акустических возможностях, потерялись они или приобрели, когда будет какой-то полнометражный спектакль. Когда я смогу без эффектов работать».

Зал ТЮЗа отныне в мраморе. Он, кстати, создаёт этакий 3D-эффект, отражая позолоченную лепнину. Мест, заметим, стало меньше: уже не 455, а 323. Лучше брать 10-11-й ряд по центру. 9-й (считавшийся ранее VIP) вышел с «ограниченным обзором». Пол приподняли на 70 сантиметров, сделав среду безбарьерной.

Наталья Чешейко, заместитель директора Белорусского театра юного зрителя: «Чего у нас не было до реконструкции – места для детей-инвалидов, колясочников. Естественно, в зал с едой мы не будем пропускать. На какой-то промежуток времени антракт будет увеличен. После второго звонка, как правило, администратор поднимается в кафе и предупреждает».

Глубина подмостков – историческая: 16 метров. А за кулисами теперь всегда инженер-программист. Без него тут, как в песне: «ты не разберёшь…». Он видит, что «на» и «под» сценой. Запускает снег- и дождь-машины, проецирует видео на экраны.

Лариса Рулёва, главный художник Белорусского театра юного зрителя: «Поворотный круг идёт нежно, в общем-то без звука, да. Мало того, у нас есть три люка-провала. И очень интересных два сегмента. Можно сделать мизансцены. Раньше у нас был световой занавес только по диагонали к зрительному залу. А сейчас есть ещё и вертикальный».

Все эти чудеса техники, отметим, под маркой «Зроблена ў Беларусі». Лишь новое «звёздное небо» импортное, немецкое. На стенде в возрождённом вестибюле-гардеробе «1931-й» – год открытия первого Театра юного зрителя. Однако до сих пор официально отсчёт сезонов с 1956 года.

Пристройку к ТЮЗу спроектировали более 60 лет назад. Тогда не сложилось. Сейчас от парадного подъезда – так называемый «сталинский классицизм», со двора – типовой hi-tech. Свежая шутка в обновлённом ТЮЗе: «раньше места было мало, но как-то хватало».

В пристройке разместятся цеха, склады декораций, заявляли на выходе тюзовцам пять сезонов назад. На входе же всё, как в басне Крылова: «а воз и ныне там». Самые габаритные элементы спектаклей везут с арендуемого склада на столичной улице Брилевской. Это около четырёх километров.

С 4-хэтажным производственным корпусом площадь театра выросла вдвое, до десяти тысяч квадратных метров. Цеха – бутафорский, швейный, живописный – стали «студиями». Сейчас восстанавливают декорации к культовой «Дороге на Вифлеем».

Лариса Рулёва, главный художник Белорусского театра юного зрителя: «Это классно для скульптора, но не для живописного цеха, который должен по своей площади повторять сцену. Потому что пишутся половики, расписываются задники, кулисы. И, в общем-то, чтобы положить задник полноценно, нужно 12 метров на 10».

Вообще пристройку ТЮЗа уместно сравнить с легендарным парижским «Ульем». По соседству с художниками, на 4 этаже, часть гримёрных.

Лариса Горцева, заслуженная артистка Беларуси: «Здесь удобно. Всё-таки спасибо, что нам сделали такой подарок. Когда раньше играла негритянок, цыганок, испанок, мыться я бегала домой, в гриме, в чёрном».

Мы решили провести эксперимент: за сколько прима «вечно юной» труппы добежит до подмостков. Время пошло. Маршрут, заметим, не простой.

Много ступеней, крутых повторов, новый переход между корпусами. Опять за угол. Явно нужен путеводитель. Горцева изучала траекторию полтора месяца. Полторы минуты – личный рекорд, служащей Её Величеству сцене с 1963 года.

Языковая политика ТЮЗа неизменна: представления только на белорусском. Прежние пока и цены на билеты – от 40 до 70 тысяч. Зато в кулуарах говорят о желании сменить собственника: с мэрии на Министерство культуры. Мол, на вывеске у нас «республиканский», а, например, зарплатные ставки – «местные».

Опускать занавес в ТЮЗе не спешат. «Синюю птицу» (пока это единственный адаптированный спектакль) играют порой дважды в день. А за кулисами уже приступили к новым «феериям». Следующий сезон – 60-й! Счастье, когда подмостки родные.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram