«Дарагая мая плакса!» – этими словами начинается письмо, полученное по адресу: Минск, улица Академическая, дом 5. Здесь жил Якуб Колас с сыновьями. И не только. Оказывается, у поэта была ещё и дочь! А точнее, воспитанница.
На трёх листах, шести страницах чернилами: «пішу табе…». Автор этих строк «М.М.» – Мария Мицкевич. Супруга Коласа обращается к некой Оле (конверт утерян). Забытое послание 18 декабря 1945 года до сих пор хранила под Логойском Галина Корейкова, по маме – Прачук.
Зинаида Комаровская, директор Литературно-мемориального музея Якуба Коласа: «Лістоў Марыі Дзмітрыеўны ў нас у фондах не надта шмат. І гэты ліст напісаны буквальна за некалькі месяцаў да яе смерті ў Маскве, калі яна цяжка хварэла».
Так кому же сообщала «я не плачу, не кісну…» муза поэта? На фотографии – Ольга, почти дочь Марии и Константина с 10 лет. Девочку (1908 года рождения) на воспитание взяли в Курске из многодетной семьи беженцев. Это было во время Первой мировой, когда Колас преподавал в России.
Зинаида Комаровская, директор Литературно-мемориального музея Якуба Коласа: «Дзякуючы яму, яна вывучылася. Яна закончыла Белпедтэхнікум, затым паступіла ва ўніверсітэт, закончыла матфак. Стала заслужаннай настаўніцай Беларусі. Якуб Колас дапамагаў не толькі Вольге Прачук. У іх жыла яшчэ ў доме, які знаходзіўся ў парку Горкага (цяперашнім) Яўгенія Вазнясенская. Таксама выхаванка».
Ольга Прачук после освобождения вернулась в Минск и в семью, переехавшую в дом на окраине. Сейчас – музей, куда и пришло письмо к «плаксе». Уже повторно.
Мария Казакевич, заведующая отделом Литературно-мемориального музея Якуба Коласа: «Налічыць – самаго нашага Песняра, Якуба Коласа. Двух сыноў. Так, у 1947 годзе была яшчэ выхаванка Вольга Прачук, хатняя гаспадыня».
За этим столом написано «Всего лучшего». На бланке 1953 года – ранее неизвестный автограф «дзядзькі Якуба», также купленный под Логойском.
В 1950-х годах тут ещё была делянка Якуба Коласа. Поэт не только сочинял, но и экспериментировал с зерновыми. А на столе любил ранний салат. Это стало известно лишь когда рассчитали письмо 70-летней давности.
У входа в музей классическое: «Мы расчынім вам дзверы гасцінна і сустрэнем, як родных сваіх…». Открытая заново фамилия Прачук, уверены эксперты, далеко не последняя в «непарадной» биографии Коласа.
Подписывайтесь на нас в Telegram