Мужчина – учитель. Какая у него роль в современном образовании?

Мужчина – учитель. Какая у него роль в современном образовании?

Сосредоточимся на другой гендерной проблеме, которая не так безобидна, как кажется на первый взгляд, и может обернуться далеко идущими следствиями. Мужчины в воспитании. Нет, наш следующий репортаж не о неполных семьях, хотя это тоже бич времени, а о «сильных аргументах» в период школьного взросления. И о каком полноценном, а точнее сбалансированном воспитании можно говорить, если мужчина у школьной доски – скорее исключение, нежели практика?


А ведь еще лет 20 назад тогда еще просто Антон даже представить не мог, что станет педагогом. Химичить он, конечно, любил, вот только реактивы в его судьбу жизнь добавляла свои. В трудовой есть запись с должностью медицинской сестры, а потом снова женская профессия с мужским лицом.

Антон Шаплов, учитель химии средней школы № 71 г. Минска: «Более 100 лет назад на самом деле педагогами были мужчины. Не в обиду, но все заслуженные ученые, педагоги были мужчины. Мужчины в образовании, в школе просто необходимы».

Рационален, собран и строг. Но не потому, что знает больше, а лишь оттого, что должен быть эталоном в глазах мальчиков и девочек. За 11 лет педагогического стажа работал с разными детьми. И учил не только предмету, но и житейской мудрости.

Антон Шаплов, учитель химии средней школы № 71 г. Минска: «Я говорю ребятам всегда так: меня не нужно любить, меня нужно уважать. Когда мужчина является не только учителем, но и классным руководителем, это помогает воспитывать в юношах мужской характер, то, чему не может научить мама дома».

Для девочки такой пример нужен, чтобы в будущем выбрать достойного мужа, чтобы уважать мужчину. Иначе, не имея примера перед глазами, одни будут выдумывать его себе, другие – находить в совершенно далеких от жизни вещах.

Вячеслав Щерба, председатель общественного объединения «Клуб Львов»: «Он его находит в компьютерной игре, в блокбастере, в иностранном боевике. А это ложная модель мужского поведения. Лучшим примером мужского поведения является собственный отец».

Но бывает, что отца нет рядом. Так, в школе, где преподает Антон Шаплов, больше половины – дети из неполных семей, где чаще всего единственный родитель – мама. Груз воспитания тут ложится на учителя. Он, конечно, не заменит отца, но может сыграть важную роль в жизни ребенка.   

Виталий Бамбур, психолог: «Когда преподаватель транслирует определенные ценности и сам поступает, опираясь на них, это отличный пример. Они это видят, впитывают и повторяют. Для мальчиков это очень важно, потому что если мальчика обучают только женщины, они передают женские ценности, женские качества. Он не может тогда сам наполниться этой мужской энергетикой и в себе активировать будущего мужчину».

У такого мужчины авторитетом всегда будет женщина. И не важно, это жена или мама. Он всегда будет ждать ее решений. И тогда роль мужчины в педагогике возрастает еще сильнее.

Вид, конечно, не вымирающий, но редкий. В белорусских школах мужчин-учителей чуть больше 13%. И первые предметы, которые приходят на ум, когда мы говорим о них, – труды и физкультура. Но ведь мужчины могут больше!

И потому в стране еще в школах создаются педагогические классы. Здесь ребята на протяжении нескольких лет, помимо углубленного изучения языка и математики, осваивают тонкости преподавания. В выпускном классе они уже уверенно могут рассказать обо всех плюсах и минусах профессии учителя.

«Профессия педагога – это ответственность. Хорошо знать материал, предмет, который он преподает».  

«У профессии нет гендера».

«Когда ты видишь, что им интересно слушать тебя и они отвечают тебе, это очень вдохновляет».

«Излишняя строгость вредит профессии, потому что дети будут бояться ходить к этому учителю на предмет, не любить этот предмет».

«Я считаю, что это стереотип, что в основном женщины идут в эту профессию. Мужчины справляются ни чуточку не хуже».     

«Это надо, чтобы было интересно. То есть если тебе это не интересно, ты будешь плохим педагогом».  

На собственном опыте учитель химии, а с этого года уже и заместитель директора школы Антон Шаплов в профессии видит лишь позитив. Его устраивает и заработок, и даже график, как сам называет, – 24/7. Но есть одна мечта: чтобы таких, как он, стало больше.

Антон Шаплов, учитель химии средней школы № 71 г. Минска: «Я надеюсь, что мы будем повышать престиж нашей профессии и все-таки эту педагогическую нишу займут мужчины».

Подписывайтесь на нас в Telegram