Не сборка, а производство. На это нужно обратить особое внимание, начиная обсуждение автомобильной темы – пожалуй, главной белорусской темы уходящей недели. Совещание у Президента, в ходе которого он поставил перед правительством несколько важнейших и непростых для решения задач, было посвящено как раз скорому началу производства легковых автомобилей в Беларуси.
Вы знаете, конечно, что в конце 1990-х годов для того, чтобы снизить таможенные расходы, крупные автопроизводители ввозили свои автомобили на рынки тех или иных стран не целиком, а частями. Например, Chevrolet производил свои Hummer аж в Южной Африке. Потом в Польше снимал с них колёса, двигатель и коробку передач. А уже в Калининграде, на «Автоторе» – прикручивал их обратно, после чего Hummer юридически становился российским автомобилем. Примерно так же в 1997 году Ford делал «белорусские» Escort и Transit. И хоть называется всё это вполне технологично – крупноузловая сборка, заинтересованные в развитии страны должны от неё уходить.
Так вот, уже в следующем – 2016 году – с нашего конвейера сойдут не собранные, а произведённые в Беларуси легковые автомобили. Это значит, что в стране будет построен завод, работающий по полной технологической цепочке, включая сварку и покраску кузова.
Именно так, с высоты, легче всего представить масштаб будущего завода. Мощность предприятия – сначала 60 тысяч автомобилей в год. Затем столько же, если Geely завоюет благосклонность автолюбителей. А для этого есть основания: по статистике, автомобильные «новички» из Китая и Южной Кореи сегодня на рынке уверенно теснят авторитеты из Германии, Японии и США. К тому же китайский гигант недавно купил легковое подразделение Volvo, тем самым заполучив не только известный бренд, но и новейшие шведские разработки в дизайне и технологиях. С нового конвейера первый автомобиль Geely должен съехать в конце 2016 года. Будет создано 1300 рабочих мест.
Дмитрий Батраков, директор предприятия «БелДжи»: «Российские СМИ сообщили, что Geely закрывает производство в России и будет сконцентрировано на предприятии в Беларуси. Проект состоит из двух частей. Если в первые два года мы выйдем на максимальный объём, то будет рассмотрен вопрос об увеличении мощностей. Поэтому на территории Союза это будет единственное предприятие Geely».
Заполучить такого инвестора дорогого стоит. А потому и внимание к проекту особое, в том числе и со стороны Президента. Китайский концерн пришёл в Беларусь после политического сближения двух стран. Не удивительно: стратегический уровень отношений подразумевает и режим наибольшего благоприятствования для бизнеса.
Причин, по которым китайские партнёры делают ставку на Беларусь, несколько: это и спокойная предсказуемая обстановка, и удобное расположение на рубеже двух экономических блоков – Евразийского и Европейского союзов, и гарантия комфортного бизнес-климата и, наконец, репутация страны, где умеют создавать машины (от гигантов БелАЗов до мировой аграрной классики – тракторов «Беларусь»).
Дмитрий Новицкий, автомобильный эксперт: «Беларусь, вне всяких сомнений, автомобильная держава. Потому что грузовики, автобусы, трактора, троллейбусы, легковые машины, не многие страны в мире производят такое разнообразие техники».
К слову, специалисты говорят, что этот год для страны был богат на автомобильные новости и события. Прежде всего, Беларусь как партнёра рассмотрели ведущие мировые автоконцерны. Сегодня в Беларуси собирают легковые автомобили китайских, французских, немецких и даже американских марок. В общей сложности с конвейеров сходят больше 10 моделей на любой вкус и кошелёк: от компактных малолитражек до полноценных внедорожников. То есть купить автомобиль, собранный в пределах страны, не проблема – можно даже выбирать, но есть и свои нюансы.
Для начала новость, которая потрясла автомобильный мир, – концерн General Motors уходит из России. Уже законсервированы и закрыты заводы в Калининграде и Санкт-Петербурге, сейчас распродаются последние машины Opel и Chevrolet. На российском рынке компания оставляет лишь сервис. Впрочем, дорогие люксовые модели, принадлежащие концерну, Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe, несмотря на кризис, в России по-прежнему популярны, их продажи даже выросли.
Машины, стоимость которых сравнима с ценой двухкомнатной квартиры в Минске, теперь собирают в 10 километрах от белорусской столицы. На предприятии «Юнисон» в разные годы выпускали автомобили Ford, Kia, Samand, микроавтобусы «Люблин». Но новым контрактом с General Motors здесь особенно дорожат. Чтобы соответствовать строгим требованиям партнёров, обновили оборудование и производственную линию, повысили квалификацию персонала.
Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe в Беларуси не продаются. Причина проста: нет рынка. Ведь немногие могут себе позволить автомобиль, цена которого стартует от 70 тысяч долларов. Также в Россию по контракту поставляется и кроссовер Opel Mokka. А как же быть тем, кто рассчитывает на новый, но относительно бюджетный автомобиль? На этом же предприятии без проблем перенастраивают линию, с которой теперь сходят Peugeot и Citroen. В общей сложности на 6 моделей «французов», собранных в Беларуси, действуют специальные цены.
Юрий Ильин, директор по продажам официального импортера автомобилей Peugeot и Citroen в Беларуси: «Автомобили (в зависимости от модели) стали дешевле на 3-5 тысяч евро. Если это Peugeot 3008, то его цена сравнима с младшим братом 2008, который собирается во Франции. Хотя 3008 – старшего класса, он больше. И у нас он более популярен на рынке».
В итоге среди белорусских «китайцев» и «французов» есть как доступные модели с ценой до 10 тысяч долларов, так и предложения для малого и среднего бизнеса, а также машины представительского класса, которые благодаря белорусской сборке получили право участия в госзакупках. Всё это разные проекты, у которых, впрочем, заметно общее стремление к развитию: во-первых, за счёт локализации производства (шины, стёкла, фары, стартеры, аккумуляторы – всё это могут поставлять отечественные предприятия), во-вторых, за счёт перехода от простой «отвёрточной» сборки к полноценному производственному циклу. К тому же несколько китайских компаний рассматривают возможность производства автокомпонентов в индустриальном парке «Великий камень».
Подписывайтесь на нас в Telegram