В Беларуси и России спустя 75 лет после начала Великой Отечественной войны вспоминают моряков Пинской флотилии. Соединение, которое в июне 1941 года в ожесточённых боях разбили почти полностью, долгое время не значилось в официальных документах. Сегодня энтузиасты восстанавливают справедливость и возвращают истории имена павших героев.
Этот марш проходит без парадных аккордов и звучной строевой: морской гюйс Петропавловской крепости – главную святыню тех, кто когда-то надевал тельняшку – по Пинской набережной несут в торжественном молчании. В колонне – россияне, белорусы и украинцы: все они собрались, чтобы почтить память погибших белорусских моряков – героев Великой Отечественной войны. Оказывается, до войны границы республики, у которой нет прямого выхода к морю – охраняли не только пограничники Брестской крепости, но и достаточно серьёзное флотское соединение – Пинская флотилия. 22 июня 41-го отряд боевых кораблей с берегов Пины пошёл на Запад на помощь осаждённой цитадели в Бресте. Путь бронекатерам преградили взорванные немцами шлюзы. Но моряки не сдались и держали оборону до последнего в акватории Пины, Припяти и Днепра. До 18 сентября 1941 года, когда погиб последний корабль флотилии.
Арсений Крицкий, председатель общественного объединения «Морское братство – нерушимо!»: «Одни из самых скорбных дат, которые мы вспоминаем – это гибели кораблей. Но мы никогда не вспоминали о гибели целой флотилии. Буквально меньше, чем за один год, при нападении немецко-фашистских войск героически погибла наша Пинская военная флотилия. И 22 июня показало, что если бы не было здесь Пинской флотилии, то неизвестно, когда бы началась битва под Москвой: то есть не в сентябре, а, возможно, уже в июле».
Пинская флотилия в боях за Беларусь и Украину в 1941-м потеряла 79 боевых кораблей и более 700 человек личного состава.
Тех, кто выжил, перебросили на оборону Москвы. Именно их, не снимавших даже снежной зимой свои тельняшки и чёрные бушлаты, немцы называли «полосатыми дьяволами».
Большинство документов, связанных с подвигами Пинской флотилии в первые дни войны сейчас находятся в архивах России. Кроме того, что у белорусских исследователей, как у иностранцев, иногда возникают определённые сложности с доступом к документам, здесь есть ещё одна тонкость: во многих свидетельствах, посвящённых Великой Отечественной войне, краснофлотцев и морских пехотинцев называли не Пинской, а Днепровской флотилией, отождествляя с формированием, существовавшим до начала 1940 года или образованном вновь в 44-м уже при освобождении Беларуси.
Громкие неудачи на фронтах в первые дни войны советское руководство не афишировало. Поэтому о погибшей Пинской флотилии тогда предпочли забыть. В 44-м соединение реанимировали, но уже под другим именем. Возвращать имена героев сейчас приходится, собирая информацию по крупицам. Помогает в этом Центральный музей Вооружённых Сил России. В Москве в эти дни тоже вспоминали пинчан.
Александр Никонов директор Центрального музея Вооружённых Сил России: «Настало время, слава Богу, 75 лет прошло, сказать об этих героях, которые встретились лицом к лицу с врагом в сложнейшей битве, которая происходила на реке Пина».
Александр Даркович, заместитель председателя федеральной национальной культурной автономии «Белорусы России»: «Пинск считался всегда элитным городом: многие, кто служил в гарнизонах и ходил в море, мечтали сюда приехать, получить здесь квартиру и приехать уже на пенсию. Ну а служить в учебных отрядах, которые здесь были, – считалось абсолютной честью».
Памятные акции в Пинске и Москве, говорят моряки, – только первые шаги к восстановлению исторической справедливости. Сейчас в акватории Пины предстоит поработать поисковикам. К слову, одну весточку из прошлого они уже нашли: это ленточка от бескозырки с надписью «Пинская флотилия». Неизвестный герой перед боем положил её ближе к сердцу. Чтобы помнили.
Подписывайтесь на нас в Telegram