Как получить два урожая за сезон, знают в Могилёвской области. Здесь убирают зелёный горошек, который повторно засеяли в июне. Бобовые сейчас отправляют на Быховский консервно-овощесушильный завод. Предприятие – на экономическом оздоровлении. Сырьё для него – это хорошая возможность поправить финансовое положение.
Зелёное поле в сентябре – нетипичная ситуация для Беларуси. Один урожай за сезон – норма для местного климата. На эксперимент быховских аграриев подтолкнула июньская засуха: треть весенних посевов потеряли из-за жары.
Сергей Красиков, первый заместитель председателя Быховского райисполкома: «Горошек, который был повреждён, собрали на зерно и попробовали посеять. У сорта «Корвин» очень ранний срок созревания. От посева до технической переработки – 31 -52 дня».
Затраты на летние посевы в 5,5 раза меньше, чем на то, что сажали весной: июльские осадки увлажнили почву, обработка от вредителей не понадобилась, ведь в это время их попросту нет. Убирают поля два комбайна (таких в стране всего 13), работают круглые сутки, чтобы максимально быстро горошек попал на местный завод-переработчик.
Сергей Бездников, начальник производства Быховского консервно-овощесушильного завода: «Мощность линии позволяет перерабатывать до 60 тонн зелёного горошка в сутки. Ежедневно с конвейера сходит до 200 тысяч банок готового продукта».
Консервированием на Быховском заводе занимаются с середины прошлого века. В какой-то момент предприятие стало убыточным, дело дошло до банкротства. Пять лет назад на заводе началась санация. Пересмотрели всё: от режима работы до клиентской базы. Несмотря на сезонность овощей, фруктов и ягод, теперь работают круглый год. В период холодов сырьё импортируют из соседних стран, используют заморозку.
Светлана Михалькова, специалист по рекламе Быховского консервно-овощесушильного завода: «Сегодня мы очень активно работаем по реализации проекта по изготовлению продукции под торговыми марками заказчика. Был опыт работы с Объединёнными Арабскими Эмиратами».
Доля экспорта на предприятии всегда стабильна – 40% от объёма производства. Если раньше продавали на 800 тысяч долларов в год, то теперь выручка 2,2 миллиона. Второй урожай горошка – это дополнительная возможность наладить финансовое положение, однако одна удачная аграрная попытка всех проблем не решит. Прибыль пока идёт на уплату долгов.
Татьяна Корень, антикризисный управляющий Быховского консервно-овощесушильного завода: «Экономическое лечение предприятия продлится до середины 2022 года. У нас очень много направлений для дальнейшего развития, в частности, географии наших продаж. Она и сегодня немаленькая: от Канады до Австралии».
Способы повлиять на экономическую стабильность предприятия ищут постоянно. За последние пару лет к ассортименту добавили 27 новых видов продукции: вместе с учёными разработали линейку соков и соусов для детского питания. Конечно, эксперимент с зелёным горошком в следующем году обязательно повторят.
Подписывайтесь на нас в Telegram