Может ли нынешняя мода считаться арт-явлением? Мнения «за» и «против» впервые сошлись на площадях минского Центра современных искусств. Здесь открылась выставка «готового к носке» от эстонских дизайнеров.
Не витрина магазина и не выставка-ярмарка… Мол, за такое prêt à porter – две тысячи евро. 15 костюмов от эстонских кутюрье уже бесценны. Они экспонаты трёх залов главного арт-центра Беларуси. Его кураторов не смутило, что за привычными ограничителями движения непривычное здесь «готовое к носке».
Наталья Шарангович, директор Центра современных искусств: «Этот мотив постмодернизма и цитатности позволяет нам говорить о том, что мода – это нечто, с одной стороны, эфемерное, с другой – очень близкое нам. Это произведение искусства».
Впрочем, до сих пор есть и те, кто не согласен. Пик споров пришёлся на 83-й год, когда нью-йоркский метрополитен рядом с шедеврами Ван Дейка и Пуссена первым среди музеев устроил показ моделей ещё живого дизайнера – Ив Сен-Лорана. Для наших «храмов искусства» выставки такого «кроя» по-прежнему в диковинку.
Иван Айплатов, дизайнер: «Есть prêt à porter, hautecouture, есть альтернативная мода, авангардная. И если мы будем говорить о prêt à porter, о mass-market, то это, конечно, в большей степени бизнес. Искусство в этом сегменте только для того, чтобы подыгрывать интерес к миру моды».
Это тоже считали «не искусством», вплоть до конца 60-х. Отныне норма – отдельная экспозиция «света и тени» в любом городе с претензией на роль в культуре. Ирена, чья профессия звучит как «фотохудожник», сейчас работает с первой супермоделью страны Тамарой Гончаровой над модной серией кадров для Национального исторического музея.
Ирена Гудзиевская, фотохудожник: «Мода отдельно, искусство отдельно – они друг без друга не могут существовать. Я думаю, что однозначно мода является искусством. Особенно по прошествии какого-то времени: 10, 20, 30 лет».
«Нет великого и малого в искусстве. Даже знаменитый скульптор Челлини делал чашки, да солонки», – отвечал оппонентам наш земляк Леон Бакст, художник, мэтр ар-нуво, декоратор «Русских сезонов» в Париже. Он же оформитель обложек Vogue, за которыми сегодня очереди из музеев.
Пикассо, Дали, Уорхол также создавали моду, высокую и обыденную. Средь шумной дискуссии о месте prêt à porter сегодня был и такой тезис: «Почему же те, кто в науке занимаются модой называются искусствоведами?» Завершила спор кинопремьера о стильных 120 годах, перевернувших мир во всём.
Подписывайтесь на нас в Telegram