Мода на лицемерие. Почему премьер-министр Польши одобряет белорусские протесты, но критикует беспорядки в своей стране? Рубрика «Будет дополнено»

Мода на лицемерие. Почему премьер-министр Польши одобряет белорусские протесты, но критикует беспорядки в своей стране? Рубрика «Будет дополнено»

Накануне обвинения отражал премьер-министр Польши Моравецкий. Его обвинили в двойных стандартах. Оказалось, что, подогревая белорусские волнения, выражение мнений простых поляков на улице он назвал «актами варварства и вандализма». Польские власти упорно пытаются убедить, что протесты у них и у нас – это не одно и то же. Пока аргументы Моравецкого возмущенные поляки слышать не хотят, за что страдают от решительных действий польской полиции. Тему дополнит Игорь Тур.


Какая доля белорусов полгода назад знала о существовании Моравецкого? Предположительно, 3%. Это в основном те, кто смыслом своей жизни видит получение Карты поляка. Но это личное дело каждого. Правда, сейчас, когда в отношениях Минска и Варшавы появилась женщина, господин Моравецкий проявляет исключительное рвение, ранее за ним не замеченное. Взял и подарил даме своего политического сердца целый дом – «Белорусский дом» в Варшаве.  

Но вот когда начинаешь копать глубже, оказывается, что дом арендованный, где раньше жили партнёры из Туниса и Франции, да и вообще – в любой момент так желаемое Варшавой альтернативное правительство Беларуси могут попросить на выход. Любовь живёт три года, любовь европейская политическая чаще всего умирает раньше. 

Тогда же, на встрече с белорусской женщиной, господин Моравецкий, пожалуй, впервые прямо обозначил свои устремления. Свои и, наверное, своей страны. Цитата премьер-министра Польши: «Мы стараемся поддерживать белорусские организации, которые несут дух свободы в Беларусь». Если Моравецкий поддерживает, в том числе финансово и недвижимостью, белорусские протесты, можно ли утверждать, что Моравецкий – кукловод? Вопрос пока риторический. 

Что же до конкретики. Конкретно Моравецкий конкретно непостоянный. Вот кадры беспорядков в Минске, о которых польский премьер говорит следующее: «Эта жажда полной свободы и демократии, жажда быть частью свободных народов». А вот кадры протестов в Польше, о которых польский премьер говорит уже совсем другое: «То, что происходит в публичном пространстве (эти акты агрессии, варварства, вандализма), абсолютно недопустимо. Потому что это вызовет эскалацию, которая может привести к чему-то очень плохому в нашем обществе». Странно. В Беларуси протестующие для Моравецкого – «свободные люди», а в самой Польше – преступники. По ощущениям, кто-то врёт. 

В Польше протестуют из-за закона о запрете абортов. Но причина протестов – вторична, хотя чисто по общечеловеческим принципам, возможно, тема рождения или не рождения детей куда тоньше и важнее, чем какие-то философские устремления к демократии. Потому что то, что Моравецкий и его соратники в одностороннем порядке запретили полякам, – это тысячи личных историй бесконечной боли. 

Политик должен быть последовательным. В Минске вот считают, что агрессивное решение любого вопроса через улицу – это неправильно. 

Если во Франции громят витрины «жёлтые жилеты» – это неправильно, нужно сесть и поговорить. Если в Германии жгут машины противники ковидного карантина – это неправильно, нужно сесть и поговорить. Если в Штатах сторонники Трампа и Байдена дерутся, выясняя, чья демократия демократичнее – это неправильно, нужно сесть и поговорить. И в Варшаве не нужно решать вопросы через улицу, и в Москве, и в Минске. 

И ни один белорусский чиновник или политик не скажет: мол, давайте, французы, боритесь за свои права; немцы, отстаивайте своё мнение; американцы, покажите силой вашу преданность вашему кандидату. И так далее. Хотя, давайте честно, Минску было бы выгодно подлить масла в огонь протестов по всему миру. Но мы так не делаем. И по этой причине мы можем и у себя честно сказать: белорусы, пожалуйста, не надо ничего и никого бить, давайте сядем и обсудим. 

Моравецкий, признаем, работает в «серой зоне» неплохо. То есть он не врёт по-чёрному, но недоговаривает. А мог бы. Например, до премьерского кресла Матеуш был топ-менеджером польского банка, а 8 лет – его президентом. И вот хороший банкир говорит следующее о создании некоего Фонда для Беларуси после Лукашенко. 

Матеуш Моравецкий, премьер-министр Польши: «Фонд действительно должен быть значительным, не менее миллиарда евро. Это должно позволить белорусской экономике в её текущей ситуации стабилизироваться и оправдать ожидания инвесторов». 

Хороший банкир прекрасно понимает, что миллиард евро – это ничто для экономики Беларуси. Потому что Беларусь только урожая этого года намерена экспортировать на 5 миллиардов. И это будет на развитие, а не на «стабилизацию». То есть польский премьер понимает и вслух говорит, что всё, к чему призывает Варшава, приведёт к краху белорусской экономики, раз будет нужна именно «стабилизация». 

Но вот в чём проблема. Моравецкий это понимает, а «невероятные» белорусы – вероятно, нет. Вообще в том, что происходит в Минске, очевидны инструменты цветной революции, но есть формулировка – «революция репостов». Пишет Польша в Twitter про спасительный миллиард для Беларуси – не сомневайся, делай репост; пишет Telegram-канал про миллионы протестующих – не проверяй, делай репост; бросают в Facebook вырванное из контекста видео якобы зверств силовиков – не ищи полную версию, делай репост. Ключевой элемент – «не думай». Ведь когда можешь думать, репост этой чуши не сделаешь, а бездумный репост в соцсети – это основа всех протестов в Беларуси. 

Что ещё про непостоянного Моравецкого?  Беата Шидло – премьер-министр Польши в 2015–2017 годах. Именно она позвала Моравецкого из банка в правительство, назначив вице-премьером и министром финансов. 

Всего через два года Моравецкий в знак «благодарности» сместил даму и сам стал премьером. Такая вот история политической любви. И его любовь к белорусской оппозиции такая же: пока в Минске протесты, можно быстрее решить свои вопросы в Варшаве. На следующих выборах президента Польши Матеуш Моравецкий пойдёт в качестве кандидата. А на белорусов ему – до лампочки. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур