Могут ли белорусские производители одежды и дизайнеры конкурировать с мировыми модными брендами?

979

Несомненно, образ жизни отражается и на гардеробе. Боле того,  тренды в мире высокой моды сегодня все больше ориентированы на практичность. Но бывает и так, что в погоне за креативом дальше подиумов коллекции одежды не идут. А иногда одежда вроде и практичная, но глаз не радует – скучно, неинтересно, обыденно. Буквально в эти выходные в Минск из Пинска переезжает новый руководитель концерна «Беллегпром». В середине мая, назначая Татьяну Лугину на эту должность, Президент поручил ей «обновить отрасль  и встряхнуть аппарат». Означает ли это приток креативных и молодых дизайнеров в нашу легкую промышленность? Например, тех, кто получил старт на фестивале «Мельница моды»? 

Жизнь в культурной столице – а именно такой статус получил Пинск в начале года – течет неспешно. Но сердце Полесья бьется сильнее, когда речь – о моде… 

Натуральные ткани, нежная гамма… На фабрику, созвучную с названием края, Татьяна Лугина пришла конструктором. Отработала здесь более 20 лет. Последние пять – директором. Сегодня передает дела: позвали в Минск. У руля «Беллегпрома» отныне стоит дама. Модный приговор: отрасли не хватает драйва! 

Татьяна Лугина, председатель концерна «Беллегпром»‎: «Мы, вроде, качественные. Мы, вроде, с богатой историей, с оборудованием, с модернизированными площадками. Но с подачей, конечно, тоже надо работать. Мне кажется, самое главное – научится продавать так, как сегодня требует время. С этим у нас есть проблемы. Хотя есть успешные бренды и в “Беллегпроме”».

Голосу улиц – подиума мало! Свобода не только в крое и линиях! Это философия, где мода и жизнь крутятся вокруг одной оси. 

Каждый показ Александр Кашпей ставит лично. Дизайнер родом из Турова. В профессии несколько лет, но дело, подчеркивает, всей жизни! Основатель дома уличной моды ценит минимализм. Погоне за нестандартной формой он предпочитает практичную функциональность. 

Александр Кашпей, дизайнер: «Я вообще считаю, что мода – это уличная тема, городская тема. Я стараюсь делать одежду носибельной. Несмотря на то, что я заморачиваюсь над дизайном, конструкцией, она должна быть удобной». 

Ежегодно «Мельница моды» открывает десятки новых имен. Александр Кашпей – среди них. Модельер дебютировал в мае. В середине июня его коллекция отправится покорять Швецию. Конкурс – этакая путевка в мир модной индустрии. К перспективным дизайнерам не просто присматриваются, их приглашают на стажировки! Обучение проходит в модных школах Италии, Франции, Польши. 

Игорь Иванов, организатор национального фестиваля-конкурса «Мельница моды»: «По итогам “Мельницы моды-2019” наши дизайнеры получили много стажировок. Мы будем интересны только в том случае, когда в работах дизайнеров будет присутствовать частичка Беларуси». 

Кадры решают. И эту формулу в легкой промышленности сегодня понимают как никогда. На предприятия художников приглашают ещё студентами. 

Татьяна Лугина, председатель концерна «Беллегпром»‎: «Молодёжь есть. Есть ребята с нестандартным мышлением. Самое главное – их не поломать, чтобы это мышление не стало унифицировано-промышленное». 

За творчеством начинающих дизайнеров следит и признанная легенда подиума Татьяна Михалкова. Долгие годы ее фонд «Русский силуэт» помогает молодым и талантливым, в числе которых есть и белорусы. 

Татьяна Михалкова, глава благотворительного фонда «Русский силуэт»: «Наш благотворительный фонд дружит с “Мельницей моды”, с Беларусью уже 20 лет! И я должна сказать, что уровнем конкурса и тем, как работают молодые, можно восторгаться».

В Москве наши коллекции бывают часто. Вот и накануне – очередное дефиле. Яркий принт и переосмысленная классика – дресс-код по-белорусски снова в тренде. 

Надежда Васильченко, директор Национального центра художественного творчества детей и молодёжи Министерства образования Беларуси: «Очень много поддержки, консультаций, где молодые и начинающие дизайнеры проходят прекрасную школу. Есть даже коллекции, которые можно брать в производство». 

Масс-маркет наступает, а покупатель все также придирчив. На внутреннем рынке растет конкуренция, легкой промышленности приходится нелегко. 

Татьяна Лугина, председатель концерна «Беллегпром»‎: «Хочется, чтобы мы делали акцент на качественной одежде делового стиля. Сегодня, мне кажется, одеть мужчину так, чтоб костюм сидел, – наша главная задача. Не скажешь, что на азиатском рынке так уже много представлено мужских деловых костюмов, пошитых качественно, как и женских».

К тканям Людмила Лабкова требовательна – и «Камволь» этот экзамен прошел. Коллекция титулованного дизайнера – из тканей люксовой линейки комбината. Не фантастика, а реальность некогда проблемного предприятия. 

Людмила Лабкова, дизайнер: «Когда за дизайнером стоит крупное предприятие, на мировой арене это имеет вес, поэтому вот подобная коллаборация – это, наверное, самый лучший выход, пока не образуются крупные корпорации, которые смогут продвигать дизайнерские бренды».

Лучшее оборудование, качественное сырье. В модернизацию комбината в своё время вложили более 110 миллионов долларов. Сегодня рентабельность – 6%. Эти ткани покупают в Польше, Сербии, Турции. На «Камволе» решили пойти дальше: создать готовый продукт. Костюм сегмента люкс появится в продаже до конца года.

Анатолий Субботко, генеральный директор ОАО «Камволь»: «Мы – сырьевое предприятие для швейников. Вся маржа остается у них. Мы, конечно, зарабатываем, но все равно это не тот процент рентабельности, который бы хотели иметь». 

От эскиза до показа продукцию ведут в новом дизайн-центре. Производство закрытого цикла: здесь разрабатывают ткань, здесь же ее и отшивают. Площадка открыта тех, кто готов творить. 

Эльвира Жвикова, руководитель дизайн-центра ОАО «Камволь»: «Здесь может быть как изготовление готовых изделий, так и разработка концепции. Мультифункциональность даёт шикарные перспективы». 

Чтобы костюмчик сидел, сегодня нужны не только хорошие лекала. Грамотное продвижение, а также возможности, помноженные на креатив. Первое есть у предприятий, второе – в избытке у художников. Время наводить мосты.