Мнения экспертов о мирном соглашении, достигнутом в Минске

​Минские переговоры стали темой номер один для ведущих мировых средств массовой информации и пищей для размышлений политологам и дипломатам.

Минские переговоры стали темой номер один для ведущих мировых средств массовой информации и пищей для размышлений политологам и дипломатам. 

Хотя все понимают, что перемирие пока закреплено на словах, а не на деле, но сдержанный оптимизм превалирует в экспертных оценках. А простые люди – белорусы и украинские беженцы – сегодня и вовсе не сдерживают эмоций.

Светлана много часов, не отрываясь, вглядывалась в экран телевизора с одной мыслью: «Скорее бы объявили мир». Из родной Украины в Гомельскую область она переехала всего месяц назад. Говорит: до последнего верила в чудо и обещания политиков – пока не обстреляли её посёлок в Луганской области. Решила: надо спасаться и спасать троих детей.

Простые люди – беженцы из Украины – результатов минских переговоров ждали, без сомнений, даже больше, чем политики и дипломаты. Они верят: вскоре смогут вернуться домой, хотя белорусы в очередной раз показывают своё умение сопереживать.

Александр Рогачев, ректор Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, член-корреспондент Национальной академии наук: «Конечно, ещё много надо сделать дипломатам, простым людям. Надо просто вернуться к здравому смыслу и вернуть, может быть, не в полной мере, потому что доверие уже утрачено, но нужно во всяком случае очень серьёзно заниматься этой проблемой. И я думаю, что славяне, люди, которых связывают столетия совместной жизни и дружбы, найдут общий язык и прекратят это безобразие».

Эдвард Рудковский, доцент кафедры философии БГУ им. Машерова: «Главное сегодня – это мир! Знаете, большая дорога начинается с первого шага. А политика – это искусство возможного. Будем надеяться на самое лучшее. Все люди на это рассчитывают. И в нашей стране, и не только».

Александр Дединкин, кандидат исторических наук, доцент, директор Витебского филиала Международного университета «МИТСО»: «Это беспрецедентное событие в истории нашего государства. Именно усилиями белорусской дипломатии можно было добиться такого результата. Мы сегодня живём надеждой, что минские соглашения будут выполнены, огонь прекратится и мы в ближайшее время сможем наладить сотрудничество в полном объёме с Россией, Украиной и Европой. Поэтому мир во всём мире – это то, чего мы ждём».

Виктор Ватыль, доктор политических наук, профессор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы: «Даже многие западные эксперты уже сейчас начинают говорить о том, что по-новому увидели место и роль белорусских дипломатов. И они сейчас начинают проявлять особую заинтересованность».

Игорь Марзалюк, доктор исторических наук, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: «Самое главное, как сказали в своих комментариях президенты, это то, что с 15-го числа перестанут убивать людей. А дальше надо договариваться. Самое главное, чтобы удалось реализовать то, к чему стороны пришли в результате длительных переговоров».

Удивительно другое: за минским саммитом следили даже те, кто далёк и от чужих проблем, и от политики. Сам факт того, что в Минск приехали полтысячи журналистов, говорит о многом. Десятки видеокамер, вспышки от фотоаппаратов со всех сторон…

Новости из белорусского Дворца Независимости в любую минуту готовы были разлететься по всему миру. Сегодня сложно найти издание без заголовка с пометкой «из Минска. Срочно». В одних – констатация факта «перемирию быть», в других – признание «минский шанс использован». И дело, конечно, не в географии встречи. Главы четырёх государств сюда ведь приехали не потому, что по пути. Очевидно, нейтралитет Беларуси в отношении украинского кризиса вылился в авторитет в среде мировой дипломатии.

Лилия Ананич, министр информации Беларуси: «Единственный комментарий по поводу украинского вопроса – это облегчение, что теперь есть надежда на приостановление военных действий. Так хочется верить, что наступит мир и будет добро в этом мире. Заслуга нашего Президента, что благодаря его содействию были подписаны мирные соглашения».

Руслан Маслаков, директор издательского дома (Украина): «Мира хотят все. От кровопролития устали все стороны конфликта. И сложно сказать, какая страна, кроме Беларуси, даже ментально понимает суть конфликта. Минск – лучшее место для переговоров».

Интерес к происходящему в Минске проявили даже представители стран, напрямую не связанных с украинским конфликтом.

Лао Ма, писатель (Китай): «Вы знаете, даже в Китае видна значимая роль Беларуси в урегулировании конфликта в Украине. Ваша страна близка и России, и Украине. И поэтому миротворческие усилия ценятся высоко. Славянские страны не должны враждовать».

Фарид Шаллан, Советник Посольства Палестины в Беларуси: «Создать условия для диалога – благородный жест. Это делает честь для Беларуси».

Массимо Бонфатти, президент итальянской ассоциации «Мир в движении»: «Я думаю, что Беларусь сыграла важнейшую роль в урегулировании этого конфликта и сделала всё от неё зависящее. Сейчас ни у одной из сторон нет желания продолжать войну. Я думаю, что переговоры были сложными и потому, что стороны стремились прийти к соглашению, которое будет длительным и будет соблюдаться».

Но, безусловно, одни из самых любопытных – мнения сторон, чьи делегаты были непосредственно в Минске. Все признают: сегодня дан старт мирному процессу, впереди – большая работа и время доказать свои намерения не на слове, а на деле.

Георгий Федоров, член Общественной палаты России, директор Центра социальных и политических исследований: «Изначально Минск – это хорошая площадка, потому что это нейтральное государство, имеющее хорошие связи и с РФ, и с Украиной и, соответственно, не вызывающее никакого раздражения, его нельзя назвать площадкой под контролем Запада».

Богдан Безпалько, заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова: «Это только начало мирного процесса. Конкретным решением, которое скорее всего будет принято к исполнению, будет прекращение огня с 0 часов 15 февраля. Все остальные пункты можно рассматривать как декларации о намерения. Даже отвод тяжёлых вооружений я отношу к этой категории, потому что отводить их от линии 19 сентября для ополчения – значит отводить их на границу с Россией или вообще в Ростовскую область».

Павел Латушко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси во Франции: «Мне прыйшлося размаўляць з прэзідэнтам Францыі Франсуа Алландам падчас дыпламатычнага прыёма для дыпламатаў, акрэдытаваных у Парыжы. Прэзідэнт Францыі адзначыў важную ролю Прэзідэнта нашай краіны і Беларусі ва ўрэгуляванні сітуацыі, якая склалася ва Украіне. У Францыі на афіцыйным узроўні гэта бачаць і гэта ацэньваюць. Таксама гэта зразумела, бачна і ў грамадстве – праз сродкі масавай інфармацыі. Я перакананы, што мінскія дамоўленасці будуць фактарам, які стабілізуе сітуацыю ў еўрапейскім рэгіёне, палітычную сітуацыю».

Александр Мирский, депутат Европарламента 7-го созыва (Латвия): «Все те, кто собираются в Минске, они понимают, что там безопасно. Беларусь гарантирует безопасность. Но мой взгляд, это международное признание. Несмотря на то что Президента и власть критикуют, тем не менее, когда нужно провести такие тонкие переговоры, а сейчас решается судьба всего мира, достижения Александра Лукашенко оценены мировым сообществом».

Безусловно, свои оценки сегодня высказывают и белорусские эксперты. Они, конечно, оценивают не только, во что выльются переговоры в «нормандском формате» для Украины, но и каких эхом это отзовётся для самой Беларуси.

Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований: «Минск удобен и географически, и политически. Приезд всех сторон показал приятия политики Минска».

Политики самого высокого ранга, мировые лидеры не остались в стороне от события, которое стало заглавным в мировой повестке дня. Сдержанный оптимизм, наверное, так можно в двух словах описать их реакцию.

Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии: «Самое главное в том, что стороны договорились о прекращении огня. Мы укрепили сентябрьское Минское соглашение».

Федерика Могерини, верховный представитель ЕС по иностранным делам: «Европа не будет обсуждать новые санкции против России после успеха переговоров в Минске».

Франсуа Олланд, президент Франции: «Договорённости «нормандской четвёрки» – облегчение для Европы и надежда для Украины».

Александр Стубб, премьер-министр Финляндии: «В интересах Запада, чтобы прекращение огня соблюдалось. Всегда стоит испытывать осторожный оптимизм. Каждый час перемирия спасает человеческие жизни».

Но несмотря на то что переговоры «нормандской четвёрки» сами по себе – главный информационный повод, украинские журналисты решили подогреть интерес выдуманными подробностями. Одну из фотографий президента России обработали в «фотошопе», чтобы показать: Путин сломал карандаш – значит, нервничает. Сейчас, по завершении переговоров это воспринимают скорее как шутку. Ведь можно облегчённо выдохнуть, чтобы снова затаить дыхание. Как минимум до ноля часов 15 февраля.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram