Митрополит Вениамин – о церкви и государстве, священниках в политике, БЧБ-флаге, COVID-19, добре и зле

Митрополит Вениамин – о церкви и государстве, священниках в политике, БЧБ-флаге, COVID-19, добре и зле

В гостях у программы «Марков. Ничего личного» – Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

- Марат Марков: Мы с вами почти одногодки, оба выросли в Лунинце, учились в соседних школах, вы – в школе №1, я – в школе № 2. Но, очевидно, что по одной учебной программе. Тем не менее, сейчас мы те, кто мы есть. Мне, в принципе, понятно, как можно было выбрать мою военную специальность в советское время. Но пойти тогда по вашему пути, я даже не представляю как. Что стало определяющим в выборе вашего жизненного пути?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: В то время все ребята старались идти по военному пути. Но у меня не получилось, зрение было несколько хуже, поэтому я не попал на воинскую стезю. Но потом, со временем складывались так обстоятельства, которые привели меня к решению, что мне надо быть монахом, потом уже вырисовалась перспектива священником. И это даже был не столько мой выбор, сколько путь, по которому меня Бог подвел к выбранному решению.

- Марат Марков: Из моего окна в доме в Лунинце была видна воинская часть. А рядом с вашей школы была и до сих пор действует почитаемая гражданами православная церковь. Это могло сыграть свою роль в выборе?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Конечно, мы, дети, останавливали свой взор на церкви. Иногда я сталкивался с отцом Николаем Янковским – священник той закваски, выпускник Варшавской семинарии, очень такой благородный батюшка. Меня очень поражало, что, он, проходя мимо, в ответ на то, что люди оказывали ему знак внимания, и он тоже кланялся, старец почтенный. Меня очень удивляло это тогда еще, будучи подростком. И церковь, конечно, приковывала внимание. И то, что она находилась рядом с моим домом, это не было определяющим в моем выборе. 

- Марат Марков: Владыка, впервые за последние десятилетия главой белорусской православной церкви стал белорус по рождению. Это накладывает дополнительную ответственность?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Да, несомненно, накладывает ответственность и чувствуется эта ответственность с самого начала. Но вместе с тем вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит: не рождение детей делает родителями, а воспитание детей делает родителями. И думается то, что я, рожденный на белорусской земле – это такой хороший момент, который должен способствовать моему служению. Но вместе с тем, и служение должно быть соответствующим. И время покажет, и я надеюсь при этом не только на то, что выходец из родной земли, но и то, что люди меня поддержат, помогут, и мы сообща будем делать вот это доброе, богоугодное дело. 

- Марат Марков: Владыка, этот год в Беларуси – Год единства. Насколько я погружен в религиозную литературу, мне кажется, что единство, а с ним и смирение, терпение, – это и есть то, что созвучно православию. На ваш взгляд, это так? Мои рассуждения верны?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Это очень близкие понятия. И если нам посмотреть, как создается добрая семья. Всегда кому-то из супругов надо что-то потерпеть, смириться, переступить через какие-то свои планы, обиды, огорчения, чтобы была единая семья, чтобы были мир и гармония. Порой люди к этому идут длительное время, а порой – как-то сразу, с самого начала это складывается. Но несомненно, что каждый человек-христианин, он в своей жизни должен выбирать не какую-то одну добродетель, а стараться в зависимости от того, как складываются обстоятельства. Проявлять: или терпение, или смирение, или мужество, или кротость. Вот эти качества. Но то, что единение необходимо в любом обществе, это, конечно, бесспорно. И единство, или лучше сказать «единение» – это, в общем-то, залог будущего страны, общества. Единению мы должны учиться в малых коллективах: в семье, в школах, в учебных заведениях.

- Марат Марков: Весь последний год довольно большое количество людей стало спекулировать на темах света и тьмы, добра и зла, наделять себя добродетелями, и при этом чернить других. Как я привожу пример, человек делает гадости и подлости, и после этого бежит в церковь или в католический храм и начинает молиться. И считает это нормальным и допустимым. Правильно ли, возможно ли человеку брать на себя и однозначно указывать, что вот это – зло, вот это – добро? И не понесут ли люди кару за то, что они возомнили себя святыми?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: «Вопрос не простой. Чтобы на него ответить, хотелось бы вспомнить, как однажды к одному старцу пришли братья одного монастыря и начали жаловаться, что брат живет неправильно, не хорошо, нарушает не только монашеские уставы, уклады, но и с точки зрения нравственной неправильно себя ведет. Жалуются старцу. Он сидит в задумчивости такой, потом говорит: а что, как вы рассудите, куда определить душу его после смерти? Если сказать «в ад» – какая ответственность! А если сказать «в рай»? А промежуточный вариант какой-то? И мы ведь, люди, порой видим только внешнюю сторону. Я как священнослужитель часто сталкивался с тем, что по восприятию других людей, или по тому, как вижу сам, складывается такое впечатление. Но это как-то вообще не хорошо, не правильно. Надо принять какие-то меры, разобраться. По-другому все должно быть. Но когда начинаешь беседовать с человеком, видишь, что, порой, складываются у него обстоятельства. Порой он глубоко переживает. И те слова, которые хотели сказать ему, они неприемлемы, потому что тут живая душа человека. И важно не указать человеку на его недостаток, а важно, чтобы он сам его увидел и постарался исправиться. Поэтому и вопрос в том, что человек приходит в храм после того, как он сделал неправильный поступок – это не плохо. Но если он потом опять его повторяет, и опять, это психологической такой момент, чтобы снять груз вины, ответственность, то это неправильно. А вот желание исправиться – быть может, у человека не сразу получается. Эта борьба должна быть. Конечно, если мир будет только в черно-белых цветах, невозможно будет в этом мире жить. И те люди, которые видят раскраску этого мира так, они и сами во много страдают, потому что мир ведь гораздо богаче, шире. И когда мы, священнослужители, принимаем решение, например, в соответствии с каноническими правилами, то бывает строго прописано, что за такой-то грех должна быть такая эпитимья, за такой–то – так. Если в строгом соответствии поступать, то, кто из современных людей сможет понести? Даже мы, священники, не сможем понести вот этого большого бремени, что мы возлагаем на других людей. Недаром святые отцы говорят, что по нужде и приложение правил бывает. И то, что белое и черное – это больше определяет Бог. Мы, люди, должны, скажем, также оценивать происходящее вокруг, и это вполне естественно. Но делать это с осторожностью, тем более, в словах своих, поступках, потому что, как говорится, как слово наше в сердце человеческом отзовется, ведь каждый из нас должен дать ответ за свои дела и поступки. Если мы строго судим других, то такое же отношение будет и к нашим поступкам. 

- Марат Марков: Владыка, я хотел бы упомянуть ваш ответ на письмо Павла Северинца, где вы указываете на неправомерность использования религиозных символов в политических целях. Он буквально от вас требовал признать бчб-флаг – флагом Христа. Почему это не так?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Если вспоминать историю, как появился бело-красно-белый флаг, то сама история, она показывает некоторую такую противоречивость, которая уже заложена. И изначально не говорилось о Христе, о том, что это символ христианской веры, когда образовывался флаг. Он использовался для других целей. Кроме того, известно, это из истории никак нельзя выбросить, это не забывается, что данный символ также использовали коллаборационисты во времена Великой Отечественной войны. И есть свидетели – если не живые, то те, которые от своих дедов, прадедов слышали об этом. И в отношении данной темы можно вспомнить, что фашистская свастика, она ведь по сути своей напоминает нам крест и даже в учебниках дореволюционных и духовных семинариях указывалось на то, что это по сути дела гамматический крест. Но крест, который был у фашистской Германии, он никогда не отождествлялся с религиозным символом. И тут важно, чтобы мы также сознавали, что те символы, которые используются для подтверждения или обозначения каких-то политических моментов или расположения, не связывались воедино с религиозными подходами, темами. Потому что это все-таки разные сферы жизни интересов человеческих. Но иногда бывает так, что с помощью религиозной темы та или иная партия направления в жизни страны или общества желает закрепить какие-то свои взгляды, подходы, чтобы все они имели вес. Поскольку символ бело-красно-белого флага в нашей стране, он производит разделение, то хотелось дать понять, что человек, который относится так или иначе – это его выбор к данному символу. Он тем самым не выражает в отношении к Христу, и не будет за это никак ни осужден или похвален. Основная награда от Господа человеку, когда он живет в соответствии с заповедями Христа. 

- Марат Марков: Я согласен с этим посылом, что самое худшее, что произошло, это то, что мы наблюдаем. Прикрываясь вот этими политическими символами, людей попытались разделить. У меня очень большие надежды, что именно религия поможет в этой ситуации сплотить наше общество, поможет снова людей вернуть к вот этим добрым посылам, которые она несла всегда.     Владыка, сегодня в обществе и в экспертном поле очень активно обсуждаются два новых закона «О недопущении реабилитации нацизма» и «О противодействии экстремизму». Свое мнение при этом высказывают и простые люди, и общественные деятели. Есть ли по этому поводу точка зрения белорусской православной церкви?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Обычно позицию Белорусской православной церкви выражает синод. Или, когда нет возможности собраться синоду, обсудить какую-то тему, то Патриарший Экзарх. Должен сказать, что данные темы и документы, они в принципе актуальны для многих стран современного мира. Другой вопрос, что ведь много принимается различных документов. Важно, чтобы эти документы после того, как будут с различных сторон отлажены, они очень умело, четко, деликатно применялись в нашей жизни. И как раз помогли снять те моменты, которые могут в перспективе быть. А что касается вопроса реабилитации нацизма. Хорошо, когда люди любят свою родину, свой народ, страну и старается много трудиться во благо. Но если это начинает чрезмерно развиваться и за счет этого появляется какое-то превозношение над другим народом, затем даже возникает такая неприязнь к другим странам и народам, затем примешивается к этому гордость. И появляется то, что было во время Второй мировой войны. То, что, так или иначе, повторяется в человеческой истории. И после Великой Отечественной войны нам казалось, что эта тема, в общем-то, закрыта, поэтому документы эти важны. Но важно, чтобы они были всесторонне выверены, и важно, что различные мнения при этом учитываются и идет такое обсуждение. 

- Марат Марков: Вы правильно сказали и обратили внимание, ведь превосходство одной расы над другой – это то, что лежало в основе нацизма, оно недопустимо, оно никак не совпадает с христианскими заповедями. 

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Все мы дети Божьи, и все должны любить гармонию и уважительное отношение к другим странам и народам. Вместе с тем любовь к своей земле и защита интересов своего отечества – вот это тоже должно быть гармонично. 

- Марат Маков: Владыка, как Белорусская православная церковь относится к проявлению политической активности со стороны духовенства отдельных лиц? Согласитесь, иногда мы видим, что духовные лица принимают, к сожалению, участие в акциях?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Каждый человек имеет право на свое мнение и точно также, имеет право на ошибку. Но каждый священнослужитель призван быть образцом каким-то для других людей, вместе с тем – духовным отцом. Его руководство должно быть, прежде всего, духовным, нравственным. Чтобы снять вот это искушение возможности как-то уклоняться от определенного заповедного святыми отцами пути служения священника, совсем недавно был принят главный сейчас для руководства для Русской православной церкви документ – «Социальная концепция». И в этом документе прописывается, напоминается, что священнослужители не должны участвовать в каких-то политических действиях, мероприятиях, поддерживать какие-то политические взгляды, например, активно участвовать в какой-то предвыборной кампании и так далее. Хотя, как граждане, они, естественно могут отдать свой голос в поддержку того или другого проекта, или кандидатуры во время выборов. И при подготовке священнослужителя к хиротонии. Когда вводится священный сан, он также дает присягу, во время которой он дает обещание, что не будет участвовать в каких-то политических акциях, действиях, потому что это несовместимо с его служением в священном сане. Священник, он призван, прежде всего, пребывать и заботиться о духовной сфере своей паствы. Христос говорит: царство мое не от мира сего. И тем самым обозначает, что он пришел не ради того, чтобы установить какой-то политический строй или вернуть какую-то справедливость, он, прежде всего, пришел для того, чтобы научить людей и показать им, как правильно жить в соответствии с Законом Божьим, обновить вот эти законы, которые были утрачены. И когда мир развивается таким непростым образом, когда мы говорим о секуляризации общества, о том, что все больше прагматизм проникает в нашу сферу жизни, люди как раз и нуждаются в слове духовном, чтобы священнослужители напоминали о том, что жизнь наша не завершается, и не заключается здесь, не земле, она имеет продолжение в вечности. И в зависимости от того, как мы здесь поживем, насколько мы правильно будем следовать учению Христа, и определится наша вечная учесть. И об этом надо напоминать вопреки тому, что во многих странах и народах сейчас звучат даже упоминания о крестных страданиях Христа, о том, что есть загробная учесть. Упоминание о смерти – это даже неприемлемо, потому что нарушает какой-то мир, спокойствие человека, может вселить в его душу какую-то тревогу, переживания. А ведь надо, чтобы современный человек жил комфортно, спокойно и мирно. 

- Марат Марков: Политическая нестабильность, пандемияс связанная с этим трагедия в семьях. В своем первом обращении к православным верующим Беларуси в августе 2020 года вы сказали: Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышал, то голосом совести, а если человек не слышит голоса совести, то Бог обращается через рупор страданий. Прав ли я, что такие испытания нам сейчас даются не зря и воспринимать их нужно как благо? «И скорби станут радостью», как говорится в книге святителя Игнатия. Что мы должны вынести из этих жизненных уроков? 

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Действительно, есть такой термин, он чаще употребляется в творении святых отцов – радостнотворный плач, когда люди переживают о несовершенстве своей души, переживают за свои грехи, ошибки. Они плачут об этом. Но через это душа очищается и становится лучше и устремляется к совершенству. Вот в этом и радость тех скорбей, которые, порой приходят в нашу жизнь, хотя, мы всегда желаем друг другу жить в радости долгие годы и так далее. Это вполне естественно. Но Господь как любящий отец гораздо больше любит, чем мать своего ребенка. И он вместе с тем заботиться не только, чтобы у нас здесь все было хорошо. Он старается, чтобы мы и в вечности имели доброе определение о себе. Поэтому, порой, Господь и попускает нам какие-то скорби. Причем скорби иногда Господь и не хочет, чтобы происходили те или иные с людьми, но люди в силу своего подхода, забвения Бога, нравственных принципов, они сами делают то, что причиняет им скорби.

- Марат Марков: То есть, когда они не слышат Бога?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Да, когда они не слышат Бога и поступают вопреки его законам. С другой стороны, происходящие в мире события можно посмотреть как раз с той точки зрения, что человечество в нынешнем своем состоянии очень далеко стало уходить от богоустановленных законов нравственных. И Господь говорит людям, как раз, что коронавирусная инфекция, она сейчас коснулась всех стран и всех народов, причем очень сильно и больно, и горько. Но нельзя сказать, что это только попущение Божие, это ведь в некоторой степени дело рук человеческих.

- Марат Марков: Вина самих людей, как я понимаю?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Да. И вместе с тем, что СOVID-19 несет большую скорбь людям, то не раз приходилось замечать, как люди меня свою жизнь, преодолев болезнь. Или как они, порой, меняли свои жизненные планы, когда начинали замечать, что сегодня планы такие, а завтра обнаружена болезнь, и все меняется, останавливается, надо пересматривать. И ведь во время этой болезни каждый человек задумывается, что ведь моя жизнь может закончиться, насколько я готов. И вот эти обстоятельства затрагивают глубину души каждого человека. Несомненно, что напоминание о смерти, о скорби, оно, порой, очень так плодотворно сказывается на душе человеческой. Но это горькое лекарство. 

- Марат Марков: Владыка, 22 апреля вы посетили подстанцию №10 скорой помощи в Минске и вручили церковные награды врачам. Почему такие посещения стали регулярными для вас? Где сегодня вообще надо громче говорить о Христе?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Надо говорить там, где люди готовы слышать, и там, где они больше в этом нуждаются. Там, где больше скорби, переживаний, трудностей. И как раз врачи находятся на передовой борьбы за здоровье, за жизнь наших людей, соотечественников. Им непросто, знаю не понаслышке. Порой, без выходных трудятся, порой, очень экстремальные условия, перегрузка большая. И изначально было такое желание посетить все медучреждения Минской епархии и Борисовкой епархии, там, где эта борьба за жизнь и здоровье людей осуществляется. В принципе, такие же посещения у нас осуществляются по решению нашего синода в других епархиях белорусского экзархата. Ведь поддержать людей, сказать им слова благодарности и отметить их труды, которые касаются не только людей, которые относятся к церкви, но и всего нашего общества, конечно, это дает какое-то вдохновение, помощь. Думаю, мы помогаем таким образом.

- Марат Марков: На мой непрофессиональный взгляд, думаю, что люди сегодня все больше тянутся к церкви и часто просят советников у духовных наставников. Признаюсь, я сейчас перечитываю Новый Завет. А вы как священнослужитель видите возвращение людей в лоно духовности, в лоно церкви, как говорят?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Да, это, несомненно, есть. И сейчас, если сравнивать прошлый год аналогичный период, видно такое движение, порыв людей. И когда люди ищут ответы на жизненные вопросы, то их сложно найти в сфере обыденной жизни. Надо всегда несколько поднять свой взор в сферу духовную. И, естественно, Новый Завет, прежде всего, дает нам ответы на многие вопросы. Кстати, к сожалению, замечу, что, порой, читая священное писание, мы не всегда находим правильный ответ в нем. Не всегда находим то, что применимо к нам к данной конкретной ситуации. Ведь обратите внимание, как Христос, порой, многоразлично себя вел. Вначале мы видим, как он изгоняет торгующих из храма, опрокидывает лавки, – один момент. Второй момент, можно обратить внимание, как он обличает книжников и фарисеев, – это уже было ближе к завершению земной жизни. Третий момент, когда его стараются уловить в слове, он уходит от ответа или скрывается, когда его хотели сбросить с горы. Иногда он молчанием отвечает на какие-то вопросы. Так, какой же образ поведения избрать человеку, ведь мы должны подражать Христу? А Христос говорит: учитесь от меня, я как кроток есть и смерен сердцем. И как вот – кроток и смирен сердцем, и в то же время лавки опрокидывает, торгующих из храма изгоняет? Все это требует такого размышления, и постараться понять смысл учения Христа. Для пояснения еще один эпизод. Однажды Христос шел со своими учениками, и ученики по примеру своего учителя уже могли творить чудеса, немалые чудеса. И когда они проходили по одному селению, их не приняли в этом селении, они огорченные вернулись и говорят: Господи, если хочешь, мы помолимся, и огонь снизойдет с неба на эти селения. То есть, какая уже власть была дарована ученикам Христа – апостолам. Господь с печалью отвечает им: не ведаете, какого вы духа. То есть дух Христов, он другой – дух любви, дух спасения, дух помощи страждущим человечеству. И вот это вот мы должны находить, как с помощью Евангелие нам поступать самим по отношению к себе, как по отношению к другим людям. И думается, что, если это слово Божие – Новый Завет, будете читать вы и другие люди, я, тогда будет больше гармонии в нашем мире, тогда мы будем делать более правильные поступки. И больше будет мира в душе у каждого человека и в обществе.

- Марат Маков: Очень хочется, чтобы наши оппоненты тоже читали такую литературу и находили ответы. Пожар в Будславском костеле. Президент взялся помогать вместе с людьми в восстановлении этого храма. Я искренне надеюсь, что все будет хорошо. Как дела обстоят с православными святынями? Какие из них требуют восстановления, реконструкции? Почему это так важно для нашей страны?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Мы, православные верующие Беларуси с болью и горечью восприняли пожар в католическом храме в Будславе. Потому что и у нас, порой, бывают случаи, связанные с храмами нашими. И это боль, переживания. Мы надеемся, что этот костел с помощью государства будет восстановлен, тем более, что там хранится древняя почитаемая икона - Будславская икона Божией Матери. То, что касается наших православных святынь, то некоторые из них уже восстановлены, некоторые еще нуждаются в реставрации. Среди объектов, нуждающихся в реставрации, Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Работы там уже ведутся. Важно восстановить максимально приближенно облик того древнего храма. Он, оказывается, был совершенно другим. Это показывают современные раскопки. Вскрылись и нижние уровни храма, которые о многом говорят. Нам очень важно восстановить эту национальную святыню XII века, чтобы люди, приходя туда, видели, сколь глубоки корни православия, духовной культуры нашего народа. И вместе с тем могли прикоснуться к нашей истории, проникнуть в духовный мир преподобной Евфросинии Полоцкой. Также реставраторы сейчас активно работают в Свято-Успенском Жировичском монастыре. Там уже многое было сделано к 550-летию явления чудотворной иконы Божией Матери и 500-летию повторного обретения образа после пожара, которые отмечались в прошлом году. Теперь необходимо восстановить Успенский собор и его территорию. Я надеюсь, что эта работа сообща осилена и главный храм Свято-Успенского Жировичского монастыря во всей красе встречать людей и внутренним самоубранством располагать более возвышено, сосредоточено молитвой на этом древнем и святом месте в Беларуси. 

- Марат Марков: Владыка, только что прошли торжества по поводу Великой Победы. И в 1945 году буквально за три дня до того, как был подписан акт о капитуляции фашистской Германии, 6 мая праздновалась православная Пасха, которая тогда же совпала с Днем Георгия Победоносца. Стоит ли в этом искать особый духовный смысл в таком совпадении?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Нам всегда хорошо анализировать происходящие события и искать связь с духовным, с тем, что происходит. Но делать это осторожно, чтобы не уклониться в какую-то крайность. Ведь, когда начиналась Великая Отечественная война, была некоторая растерянность в Советском Союзе. И обращение митрополита Сергия, которое призвало народ сплотиться и стать на защиту своей родины, оно воодушевило народ. Причем, Великая Отечественная война началась в День всех русских святых. И к нам пришел враг, который был побежден как раз и с помощью духовной составляющей. Не только сила оружия, но, прежде всего, за счет силы духа. И затем, когда начались открываться храмы для поднятия силы духа нашего народа, когда народ шел и отдавал свою жизнь за Родину, это были негромкие слова. Интересно, что были и такие факты, когда, умирая, наши войны говорили на последнем издыхании: не за Ленина, не за Сталина, а во славу Божию. Для них было важно именно обозначить смысл их подвига и за что они отдают свою жизнь. И Победоносец Георгий, и как он именуется и в церкви, и в нашем народе, он помог одержать эту победу. И святые помогали нам в этом. Это урок нам. И вместе с тем, утешение на последующий период жизни нашего Отечества в осознании того, что близка помощь свыше, хотя, и не просто она приходит. Святые близкие к нам оказывают помощь. А человек, который нерелигиозный, конечно, для него эти факты и совпадения ничего не значат. Но то, что совпадения происходят именно таким образом, оно является подтверждением особого внимания Бога к своим верным чадам, заботу о них, и с помощью этого также подать им воодушевление.

- Марат Марков: «Государство существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы на земле не было ада». Так сказал известный религиозный философ Николай Бердяев. Что же он имел в виду?

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: У государства и церкви разные задачи. В чем-то они пересекаются. Государство заботится о внешней стороне жизни народа. И о защите внешних границ, интересов государства. А церковь заботится о внутреннем мире человека, о спасении его души. Поэтому, с одной стороны, и государство, и церковь проявляет заботу о людях. По-разному это выполняют. История нам не много являет примеров, как могут строиться взаимоотношения. И среди этих много различных примеров, наверное, самый лучший, – когда есть гармоничное восприятие двух сторон друг друга и когда есть взаимодействие во благо своего народа. Конечно, и государственная структура не идеальна, как не идеальны и люди, которые управляют механизмами государственными. Как и церковь. Это тело Христово, главой, которой является сам Христос. Но вместе с тем церковь составляют люди, в том числе священнослужители, миряне, которые имеют свои недостатки, несовершенства. Но если на этом не акцентировать внимание, каждому стараться честно и правильно выполнять свою функцию, предназначение, то тогда, несомненно, будет больше гармонии в нашем обществе. Надо сознавать, что на земле мы не можем построить рай. И недавняя история Советского Союза об этом свидетельствует. И высокие идеалы, которые задаются здесь, на земле, они всегда обманчивы. Это какой-то мираж. Другое дело, когда человек осознает, что здесь, на земле, не может быть полной гармонии, но должен быть определенный порядок. И вместе с тем, человек ориентируется на то, что жизнь надо прожить правильно, достойно, и в будущем, после смерти его жизнь будет продолжаться в зависимости от того, как время проведено здесь, на земле. 

- Марат Марков: Что нас делает настоящими христианами. Когда человек по праву может сказать: я верую.

- Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси: Наверное, нас делает христианами, прежде всего, наше внутреннее состояние и настроение, дух. Он соответствует духу Христову? Как Христос поступал, действовал, какие у него  были чувства, переживания. Ведь мы видим из Евангелие, что он скорбел и плакал о Лазаре умершем. В то же время он скорбел об Иерусалиме, которого ожидала гибель, он проявлял заботу о страждущих, нуждающихся людях. В то же время он проявлял много таких человеческих качеств – и усталость, и необходимость в отдыхе, в восстановлении своих сил, необходимость покушать и так далее. И вот из всего этого спектра действий, которые мы видим во Христе, прежде всего, надо обращать внимание на то, с каким внутренним расположением он делал то или иное действие. На первый план, конечно, выходит его большое самопожертвование по отношению к другим людям. И, наверное, нужно избегать этих слов с чувством самоуверенности, что я верю, потому что и апостол Петр считал себя глубоко верующим. И он был таким. Но, когда пришли испытания, он поколебался и сказал: я не знаю Господа, я не знаю, кто это. Он отрекся от Христа. Поэтому всякая уверенность и осознание того, что какая-то добродетель нам принадлежит основательно и мы в ней тверды, в этом есть большая опасность. То, что у нас есть, это дар свыше. Хотя, мы прикладываем усилия, чтобы проявлять те или иные добрые качества, но это дар свыше и отклик на наше доброе стремление, позыв. И когда мы чувствуем, что поступаем по вере, и бывает какой-то положительный результат, важно благодарить Бога и хранить вот это чувство, что, «да, что-то получается, Господь дает по вере, откликается. Но в то же время и беречь вот это чувство и внутреннее осознание, чтобы не показывать его наружу, поскольку за превозношение, за самоуверенность, все это уходит. И вера ведь понятие такое относительное. И верит один человек, как только он приходит в храм, верит и человек спустя 10 лет, 20 лет, и верит человек, который стал святым. Есть разные уровни веры. Причем, как и Евангелие, оно имеет разные уровни восприятия, и по мере духовного совершенствования все новые высоты, которых нужно достигнуть. Так и в вере нет какого-то предела, что можно остановиться и расслабиться. Вера – это то, к чему необходимо постоянно прикладывать усилия. И вера прекратится только со смертью человека, впрочем, как и надежда. За гробом есть только любовь, там нет ни веры, ни надежды, потому что люди, достигшие царства небесного, они имеют живое общение с Богом, с матерью Божьей, со святыми. И им нет необходимости в это верить и надеяться, они уже имеют возможность пребывать в этой любви к Богу.

Подписывайтесь на нас в Telegram