Важно уметь договариваться и не допускать столь нежеланного продолжения политики, каким является война. Итоги внешнеполитической деятельности Беларуси также нашли своё отражение в программе развития страны на предстоящее пятилетие.
Когда ночную тишину не разрывает артиллерийская канонада, а днём можно спокойно выйти из дома – именно этого достаточно для счастья, считают в семье Акининых. Два года назад эти люди бежали с Юго-Востока Украины. Родной дом был в десяти километрах от города Дебальцево, который в феврале 2015 года стал местом ожесточённых боёв. Когда снаряд разорвался прямо на детской площадке в 200 метрах от младшего сына, семья собралась буквально за час и взяла курс на Беларусь. Ни вещей, ни продуктов и всего 100 долларов в кармане – такой был багаж для новой жизни.
Татьяна Акинина, гражданка Украины: «Мы, если честно, думали, что едем в чужую страну. Мы сами всего должны добиться, а в результате получилось, (да, мы приехали сами, нас никто не звал) когда узнали, что мы здесь, люди стали нам помогать, государство стало нам помогать. Для нас это была приятная неожиданность».
В Беларуси переселенцев из Украины обеспечили продуктами и одеждой, помогли получить вид на жительство и встать в очередь на жильё. Акинины взяли кредит и на днях отпраздновали новоселье в трёхкомнатной речицкой квартире.
Сегодня дети ходят в школу и детский сад, глава семьи работает инженером на текстильной фабрике. Словом, жизнь постепенно налаживается.
В целом белорусы уже помогли десяткам тысяч семей из Украины. И это то, что называют народной дипломатией высшей пробы. Но как помочь миллионам? Ведь на территории непризнанных Донецкой и Луганской народных республик живут 4,5 миллиона человек. Беларусь сделала главное – создала условия для начала мирных переговоров.
Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси: «Беларусь первая забила в колокол, первая заметила масштаб грядущей катастрофы, первая предложила реалистичные планы, как заморозить или прекратить этот конфликт».
В сентябре 2014 года Минск был выбран идеальным местом, устроившим все стороны, в качестве площадки переговоров рабочей группы по ситуации в Украине. Именно сюда стали приезжать представители официального Киева и Москвы, делегаты от Донецка и Луганска, функционеры из Евросоюза. Исторические кадры из Дворца Независимости. В ночь с 11 на 12 февраля 2015 года после 16-часовых переговоров Путин, Порошенко, Меркель и Олланд подписывают Декларацию, которая обеспечила если не мир, то, по крайней мере, перемирие на Юго-Востоке Украины, дав конфликтующим чёткое предписание отвести тяжёлые вооружения и обменяться пленными. А также – начать дальнейшие шаги по деэскалации конфликта. С тех пор термин «Минские соглашения» прочно вошёл в дипломатический лексикон.
Владимир Фесенко, политолог, руководитель центра прикладных политический исследований «Пента» (Украина): «В Минских соглашениях нас прежде всего устраивает шанс сначала на уменьшение войны, что и произошло, хотя бы частично. И шанс на то, чтобы заморозить этот конфликт, прекратить военные действия».
Безусловно, Минские договорённости – самый заметный и успешный проект белорусской внешней политики последнего времени. Минск и мир – то, что эти два слова отныне связаны, на встрече с Александром Лукашенко подтвердил даже Папа Римский Франциск.
Миротворческие усилия Беларуси на Западе увидели и оценили. Тем самым был снят невидимый санкционный занавес в белорусско-европейских отношениях.
Рейнхольд Й. Крумм, руководитель отдела Средней и Восточной Европы в Фонде Фридрих-Эберта (Германия): «Снятие санкций с политической элиты Беларуси – это не просто функциональное действие, это шаг в сторону делового, тесного сотрудничества между Германией, Европой и Беларусью. Минская встреча приблизила отмену санкций, потому что Европа лишний раз увидела, что Минск готов к сотрудничеству и ищет помощи для Европы как партнёр, который пытается урегулировать отношения между Западом и Востоком».
Действительно, Брюссель больше не смотрит на Минск сквозь призму условий и не воспринимает Беларусь как объект своего давления. Скорее, наоборот, есть готовность выстраивать диалог на равных. Вот, как месяц назад в интервью «Контурам» перспективы отношений с Западом оценил министр иностранных дел Владимир Макей.
Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Беларусь не является раздражителем в регионе. Беларусь является донором стабильности в регионе. Понимание этого, наша самостоятельная позиция по ряду вопросов привела к более позитивной атмосфере в наших отношениях с Евросоюзом. И это очень важно. И этим необходимо воспользоваться на всех уровнях: начиная от членов правительства, заканчивая руководителями субъектов хозяйствования. Чтобы материализовать наметившуюся тенденцию улучшения отношений, превратить в конкретные экономические достижения с той или иной страной».
К слову, даже в период «заморозки» отношений Запад не прекращал сотрудничество с Беларусью в таких чувствительных сферах, как совместное обустройство границы, борьба с наркотрафиком и трансграничной преступностью. Политика политикой, но в Евросоюзе были уверены: рубежи на востоке ЕС – под надёжной защитой. И этот вклад в европейскую безопасность особенно заметен сегодня, когда Старая Европа столкнулась с практически неконтролируемыми миграционными потоками с юга, а также угрозой терроризма и всплеском преступности.
Рейнхольд Й. Крумм, руководитель отдела Средней и Восточной Европы в Фонде Фридрих-Эберта (Германия): «Смотрите, какой поток наркотиков и нелегальных мигрантов идёт через другие страны. А через Беларусь – нет. Обыватель порой и не задумывается, каково значение этого заслона. Но на политическом уровне сейчас тенденция на продолжение тесного сотрудничества, противодействие наркотрафику и нелегальной миграции способствуют взаимному сближению».
Отношения Беларуси с Западом – это не только партнёрство с объединённой Европой, но и сотрудничество с США – очевидно, ещё более крупным игроком на международной арене. И здесь эксперты фиксируют чёткие дипломатические шаги навстречу независимо от того, кто станет хозяином Белого дома, демократ или республиканец – такой прогноз даёт владелец авторитетной консалтинговой компании Том Томпсон. Его фамильный бизнес располагается в Вашингтоне, но специализируется на разработке стратегий и оценке рисков для фирм, которые выходят со своей продукцией на новые рынки Восточной Европы и Беларуси в том числе.
Том Томсон, владелец компании «Томсон и партнёры» (США): «Перспектива отношений США и Беларуси, на мой взгляд, позитивна. Тот диалог, который мы сейчас наблюдаем в связи с Минскими договорённостями по вопросам политического и экономического сотрудничества в будущем принесёт хорошие результаты. Самое главное, что этот процесс будет продолжаться независимо от того, республиканцы или демократы будут избраны на государственные должности США».
Забыть разногласия и объединить усилия в борьбе с глобальными угрозами – это лейтмотив выступления Президента Беларуси на юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Штаб-квартира организации хотя и располагается в Нью-Йорке, но, как известно, находится вне юрисдикции США, то есть считается международной зоной, принадлежащей всем объединённым нациям.
Другой (но отнюдь не противоположный предыдущему) вектор белорусских внешнеполитических усилий – развитие отношений с главным союзником – Россией, а также участие в становлении Евразийского экономического союза. Этот проект обещал принести хорошие дивиденды – снятие ограничений в передвижении товаров, услуг, капиталов должно было раскрепостить экономики стран-участниц: Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Но создать Союз без изъятий и ограничений, на чём настаивал Минск, пока не получилось – в кризис партнёры стремятся в первую очередь защитить своих производителей, не особенно открывая свои рынки для соседей, пусть даже и союзников. Преодоление таких тенденций – одна из задач белорусской внешней политики. И это стремление, как показал недавний визит Владимира Путина в Минск на Форум регионов, всё-таки должно найти поддержку у партнёров.
Говоря о развитии отношений со странами Евразийского и Европейского союзов, нельзя забывать и о третьем векторе внешней политики – так называемой дальней дуге. Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Африканский регион – именно на эти рынки в перспективе должна приходиться треть белорусского экспорта.
Минские договорённости, снятие санкций, улучшение отношений с Брюсселем и укрепление контактов с Москвой – белорусское внешнеполитическое портфолио последних лет оказалось весьма разнообразным и показательным. Но важно, чтобы все эти тенденции получили развитие в будущем. Так, следующим шагом после «Минского формата», по оценке политологов, может стать закрепление за белорусской столицей статуса восточноевропейской Женевы – то есть площадки, где удобно и уместно разрешать самые сложные конфликты. А, например, снятие санкций необходимо подкрепить конкретными проектами с Евросоюзом. Причём тем для обсуждения более, чем достаточно: начиная от торговли и инвестиций, заканчивая упрощением визового режима.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram