Мир, труд, Ефремов

582

В воскресенье Александр Лукашенко поздравил соотечественников с Праздником труда, который, по традиции, отмечается 1 мая.

Представители Федерации профсоюзов Беларуси провели торжественное собрание, а активисты компартии, несмотря на ненастную погоду, с оркестром прошли к памятнику Ленину на площади Независимости и возложили цветы к подножию монумента вождя мирового пролетариата.

К традиционному набору слов, знакомых каждому советскому человеку, – мир, труд, май – многочисленные друзья, соратники и поклонники народного артиста Беларуси Александра Ефремова добавляют сегодня – и с юбилеем! Именно 1 мая известный режиссёр театра и кино отмечает свой 65-й день рождения.

Культурный обозреватель телеканала ОНТ Александр Матяс для подведения артистических итогов и начертания творческих планов выбрал знаковое для мирового кинематографа место встречи: железнодорожный вокзал.

Это жизненный путь, в котором, по сути, сын за отцом. Старший Ефремов в 44-м освобождал Беларусь, а младший – 40 лет служит нашему искусству. Своё кино (не только о войне), признаётся режиссёр, до сих пор посвящает папе – «тяте». Так говорят на его малой Родине. В уже Нижнем Новгороде – сестра и брат с семьями. Летом думает навестить.

С «Большой любви…» в 77-м дебютировал Ефремов. На «Беларусьфильм» годом ранее его взял всесоюзно известный режиссёр Виктор Туров. И удержал. Тогда ведь светлое будущее молодому постановщику обещал на «Ленфильме» не менее звёздный Глеб Панфилов. К 65 годам – более 20 картин.

Александр Ефремов, режиссёр, народный артист Беларуси: «Уже многие режиссёры обращаются к сериальному кино. Потому что это сейчас самая прямая и достаточно короткая дорога к зрителю. Вот товарищ мой Карен Шахназаров снимает «Анну Каренину». Последние шесть лет я работаю в основном на российские телеканалы».

Пусть горькую, но всё-таки правду он поведал нам в Зале ожидания. Это слово, ожидание, сегодня эпитет «Беларусьфильму» – первой станции, куда в 76-м прибыл поезд Ефремова.

Игорь Поршнев, генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм»: «Будет с его стороны предложение, я думаю, что студия ему не откажет и всегда готова с ним сотрудничать. Просто сейчас такое время сложное».

Этой весной стало известно: завершение масштабной реконструкции киностудии переносится на 17-й год. Средств не хватает. Мечты Ефремова – фильм о балетной труппе графа Зорича в Шклове, авторская экранизация «Чёрного замка Ольшанского» – романтическая, как рязановский «Вокзал на двоих».

Анатолий Ярмоленко, народный артист Беларуси: «Ставит фильмы, которым я верю! Они о жизни. Он и человек такой, к которому можно обратиться на любую тему. Он же режиссёр: всё выстраивает так, как надо. Подскажет».

Отведя в сторонку, старый друг предложил Ярмоленко роль: очередную, не первую. Лидера «Сяброў», думаю, многие заметили в эпизоде сериала Ефремова «Она не могла иначе» о Валентине Толкуновой. С 79-го года на карте судьбы – станция «Союз кинематографистов».

Виктор Васильев, актёр, председатель Белорусского союза кинематографистов: «Через многие тернии надо пройти, чтобы стать Ефремовым у нас в стране: такая глубина любви и уважения к творчеству. Всегда исправно платит членские взносы».

Сам мастер не скрывает: до «противного» помешан на порядке. Остановка – единственный в стране Театр-студия киноактёра. В народе просто – театр Ефремова. Здесь он четверть века руководит, ставит спектакли с неизменными аншлагами. И тут 15 лет назад талант встретил свою самую верную поклонницу.

Валерия Арланова, актриса, супруга Александра Ефремова: «Он не мягкий. Он с каждым человеком умеет разговаривать, как нужно. Мне достаётся больше, чем другим. Он хочет, чтобы я была идеальная. Сейчас ехала в машине и думала о том, как я его люблю. Вот и всё».

Александр Ефремов, режиссёр, народный артист Беларуси: «Я не единственный. Это стопроцентно! Слава Никифоров вернулся, он здесь. Блестящий режиссёр. Если он будет работать, это будет большая удача для белорусского кино. К молодым у меня есть претензии. Но кому же не хочется побрюзжать в их адрес».

Вскоре Ефремов думает открыть мастерскую режиссуры. Мол, надо делиться опытом, полученным ещё в московском ВГИКе – некогда всесоюзном институте кинематографии – у самого Александра Столпера, снявшего эпопею «Живые и мёртвые». Поезд прибывает на «Академию искусств», где 20 лет режиссёр – профессор.

Анастасия Суханова, кинооператор, профессор Белорусской государственной академии искусств: «Мы снимали с Евгением Марковским «Финал» (была такая картина), и Александр Васильевич играет там достаточно значительную роль. Не поймите за лесть, хорошие слова надо говорить при жизни – это моя позиция. У Ефремова большой потенциал и как актёра, и как режиссёра».

Лауреат Госпремии СССР – однокурсница народного артиста Республики: вместе учили во ВГИКе французский, вместе получили распределение на «Беларусьфильм». Наш современник Ефремов между «камера, мотор!» пишет сценарии и детские повести – для внучки, которая родилась на его второй Родине – в Беларуси. Кстати, Ефремов мог развернуть поезд и обратно – на Восток.

Александр Ефремов, режиссёр, народный артист Беларуси: «У меня даже попытка была такая. Но, к счастью, она не завершилась чем-то достойным, и я вернулся сюда. И нисколько не жалею».

Сейчас режиссёр занят новым фильмом «Любимый город». Драма о Великой Отечественной войне, само собой, – в память об отце. Он, как и главный герой ленты, был танкистом. А для сына Василия Ефремова – «поезд движется вперёд». 65 – всего лишь возраст мудрости.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс