Около месяца Александр Лукашенко посещал Миорский металлопрокатный завод, где выпускают белую тонкую жесть. Перспективное предприятие из-за нечистоплотности инвесторов и экономической близорукости оказалось в долгах и работало рывками, с простоями. Глава государства здесь действовал весьма жестко и решительно – ведь надо было спасать производство, чтобы люди не оказались на улице. Главное – этот завод не банкрот, он стал государственным активом. Мы решили вернуться к этой теме и спустя без малого месяц посмотреть, что на предприятии изменилось. Также мы присмотрелись, как работает деревообработка – еще одна отрасль, где Президент поручил наладить замкнутый цикл производства с высокой добавленной стоимостью.
Александр Волковец, заместитель генерального директора по производству предприятия «Борисовдрев»: «Мы находимся на площадке фанерного сырья, куда автомобильным транспортом доставляется береза и ольха».
Отсюда и начинается производство. Какую продукцию выпускает «Борисовдрев»? Наверняка, большинство не задумываясь ответит – спички. Безусловно, они главный бренд, но сегодня это лишь 15% всей продукции. А ее большая часть – фанера и древесноволокнистные плиты. При этом «Борисовдрев» работает в режиме 24 на 7.
Андрей Щемелев, генеральный директор предприятия «Борисовдрев»: «Да, санкции отразились каким-то образом на нас, но мы сохраняем положительную рентабельность, все три производства, фанерное, спичечное, и МДФ работают в штатом режиме. До санкций поставляли почти 30% нашей продукции на Украину, теперь ее переориентировали на Россию. Также новые рынки Азии, Азербайджан и Турция».
Да, теперь для предприятия даже внешние барьеры – не проблема. Все благодаря вложениям в обновление производства. Сегодня скептики поутихли, но еще недавно находились те, кто утверждал: «Борисовдрев» – это пример неудачной модернизации. Однако быстрой отдачи от инвестиционного проекта никто и не ждал, государство действовало на перспективу и, как показало время, такая стратегия оправдалась.
Модернизация предприятия продолжалась шесть лет и завершилась в 2014-м году, обновления были просто жизненно необходимы, но и после ситуация не была простой, переломным стал 2021-й. На «Борисовдреве» начался новый отсчет. Предприятие получает чистую прибыль.
Символично, что и случилось это в год 120-летия производства! Пожалуй, лучший подарок к юбилею, который коллектив преподнес себе сам. С такими результатами и зарплаты пошли вверх. Те, кто на предприятии не один десяток лет, говорят, сегодня как никогда уверены в завтрашнем дне.
Валентина Кушнер, оператор автоматической линии изготовления спичек предприятия «Борисовдрев»: «Я на предприятии работаю очень давно, 40 лет, я как помню, как у нас раньше все было страшное, убогое, после модернизации стало очень хорошо, красивый цех. Предприятие возродилось, вообще, по сравнению как было раньше, сейчас очень хорошо, сейчас полностью рабочая неделя, без остановок».
Это в очередной раз подтверждает то, о чем не раз говорил Президент. Вкладывать надо именно в те направления, где у нас есть компетенции и доводить их до мирового уровня.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Нам надо завестись сейчас, использовать момент, занять ниши и сделать все, чтобы работала экономика и не было войны. Вот что очень важно сейчас. Это моя задача, моя цель. Вижу, что потихоньку мы ее достигаем. Мы чувствуем воздействие на Беларусь санкций. Но у нас экономика такая, что все, что мы производим. Единственная проблема — нарушены логистические цепочки, и прежде всего по оплате поставленной продукции. Мы эту проблему решим».
С такими трудностями сталкивался и «Борисовдрев», но оперативно переориентировался на новые источники платежей. К слову, портфель заказов на следующий год уже практически сформирован. А само предприятие стремится максимально замкнуть на себе весь цикл переработки древесины, в ближайшие время приобретут новые станки для фанерного цеха. Это сделает выпуск продукции еще более рентабельной.
Сергей Исаев, начальник листопрокатного цеха Миорского металлопрокатного завода: «Мы находимся на складе №1 листопрокатного цеха. Здесь происходит разгрузка, приемка товара по количеству и качеству, его распаковка и отбор образца для подтверждения химического состава. На складе более 5 тысяч тонн горячего подката».
Миоры – это жесть! В любом другом городе такая фраза будет услышана в негативном контексте, но только не здесь. Ее воспримут как должное или даже сочтут за рекламный слоган. Еще бы, ведь местный металлопрокатный завод со своей продукцией – это теперь визитная карточка региона. Производство в Миорах можно смело назвать суперинновационным.
Это предприятие во многом уникальное. Именно здесь изготавливают самую тонкую белую жесть на всем постсоветском пространстве. Она востребована не только в пищевой промышленности, но и пользуется спросом у производителей бытовой химии. Вообще, как только завод заработает на полную мощность, доходы районного бюджета увеличатся на 50%, а это гарантия стабильного развития Миор на ближайшие годы.
Такому заводу и санкции не страшны. Да, выйти на европейский рынок по известным причинам сложно, но как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло. Эта ниша освободилась в России. Закрепиться там и начать поставки в другие страны – задачи ближайшей перспективы. С апреля объемы производства стремительно растут. И более 70% продукции отправляется на экспорт.
Владимир Дьяконов, заместитель генерального директора по производству Миорского металлопрокатного завода: «Говорить, о том, что мы завоюем и Европу? Да, конечно, завоюем, но пока нам надо просто развить ту безостановочную технологию, на что мы и нацеливаем наш коллектив. Сразу выйти на те максимальные объемы, на которые настроен завод – колоссально сложная работа, постараемся обязательно достичь и выполнить».
А ведь еще недавно о таких задачах никто и не помышлял. Завод буквально простаивал. Казалось бы, разве может быть такое предприятие проблемным? Но бывшие владельцы едва не привели его к банкротству. Почти 700 работников оказались под угрозой увольнения. А ведь многие из них – уникальные специалисты, которые ехали в Миоры не только со всей страны.
Андрей Колеров, лудильщик Миорского металлопрокатного завода: «Сам я родом из Казахстана, там 20 лет отработал на предприятии, тоже в этой же должности, узнал, что строится завод в Беларуси, подумал и решились на такой непростой шаг… предприятие у нас простаивало где-то около 5-6 месяцев, конечно, было страшно. После приезда Президента появилась уверенность, он сказал предприятию быть, работать».
Спасать уникальное производство пришлось государству. Весной завод запустили, но относительно его будущего все еще не было ясности.
8 августа в Миоры приехал Александр Лукашенко. На этот визит весь коллектив предприятия возлагал большие надежды. Взятые на себя обязательства прежнее руководство не выполнило, подчеркнет Президент, и объявляет о спасательных мерах.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вы работаете как предприятие белорусское. Государственное! В связи с тем, что частники не выполнили свои обязательства, завод был изъят у них, все долги ваши я забрал на государство и вы сегодня функционируете как белорусский завод в Миорах. Никакого банкротства, никакой волокиты, никакие вы не банкроты. Прекрасное производство, надо работать! В обиду мы никого из вас не дадим, вы можете спокойно работать!»
Говоря проще, предприятие национализировано. Хотя оно и изначально не было только частным. Государство также сопровождало проект на каждом этапе, создало для него инфраструктуру, установило льготные тарифы. А потому абсолютно логично, что имело и полное право спросить за результат. Если его нет, то и принимать соответствующие меры.
Георгий Гриц, экономический аналитик: «Фактически были бы похоронены многомиллионные инвестиции, поэтому в условиях кризиса, это уже классика становится, именно государство выходит на первую роль, берет ответственность не только перед коллективом, но и перед контрактными обязательствами, которые заключали предыдущие собственники, сегодня именно профессиональные менеджеры стали во главе, а не конъюнктурщики, и будем надеяться результат будет тот, который требует и данная ситуация, и руководство страны».
Заработать на полную мощность миорский завод должен через пару лет. В планах – производить до 240 тысяч тонн белой жести в год. На предприятии понимают: необходимо наверстать упущенное время и оправдать вложенные инвестиции. Чтобы миорская жесть стала синонимом не проблемного начинания, а успешного рестарта производства.
Подписывайтесь на нас в Telegram