Опытные управленцы шутят, что более эффективное использование кнута приводит к экономии пряников. Но, согласитесь, экономия не может быть целью для амбициозного руководителя. Напротив, вывести подконтрольный тебе сектор на новый уровень благополучия – вот цель.
Рассуждая так, мы подходим к одной из главных белорусских тем не только уходящей недели, но последнего полугодия. Непростые отношения между Минторгом с одной стороны и предприятиями торговли с другой. Вы ведь тоже замечали сообщения о вынесении предупреждения или даже о закрытии то одного, то другого кафе или магазина. Но теперь закрывается уже целая торговая сеть. Почему это происходит?
Утро, Минск, площадь Победы. Кафе «Берёзка» принимает первых посетителей. Заведение за более чем 70 лет работы стало одной из визитных карточек столицы ещё со времён Советского союза. Завтра «Берёзку» закроют.
Закрывает, правда, всего на 10 дней – за это время руководство кафе должно устранить недочёты: убрать просроченные продукты, а в ассортимент добавить белорусские. Вообще Минторг может закрывать объекты на срок до 3 месяцев, но инспекторы полагают, что «Берёзке» хватит 10 дней, чтобы навести порядок. 9 из10 провинившихся объектов открывают раньше срока.
Наталья Василевская, начальник отдела контроля по Минску торговой инспекции министерства торговли Беларуси: «Как правило, все объекты возобновляют свою деятельность гораздо раньше, чем указано в предписании. На второй-третий день у нас уже есть документы об устранении всех нарушений».
Приостановка работы – это новая мера против недобросовестных продавцов. Штрафы оказались неэффективны – владельцам проще заплатить несколько раз, чем срочно устранять нарушения. А вот временное закрытие более действенно. Это потери и финансовые, и, что даже важнее, имиджевые. 7 июля предписание о закрытии получила и одна из самых крупных торговых сетей. Дело получилось резонансным.
Торговую сеть «Доброном» – это 177 магазинов по всей стране – с 21 июля собираются закрыть на 90 дней. Причина – 30 миллиардов рублей долга перед поставщиками. Стороны пробовали договориться. Позиция Минторга – «Доброном» неоднократно предупреждали, но долги только росли. А не рассчитавшись с поставщиками, ритейлер подставляет производителя, то есть простого фермера, который каждое утро сдаёт литр молока, за которое ему тоже не заплатят. Сеть же настаивает, что закрытие на три месяца – чрезмерная мера, которая оставит 5 тысяч сотрудников без работы, а государство – без четырёх миллионов долларов налогов.
Договориться не удалось. В понедельник Ассоциация розничных сетей, которая объединяет крупные ритейлеры страны, отправила обращения в Администрацию Президента и Совет Министров.
Татьяна Закжевская, исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Беларуси: «Все мы стремимся к тому, чтобы у нас не было просроченной задолженности. Но на текущий момент, регулируя нашу деятельность, необходимо применять к субъектам торговли соразмерное наказание, чтобы мы в принципе имели возможность отвечать по своим обязательствам. Потому что приостановление деятельности не решает задачи возврата долга, наоборот, оно может привести к банкротству».
На следующий день «Доброном» заявил, что погасил просроченную задолженность за счёт выручки. Представители сети также добавили, что у них была договорённость с банками о выделении крупного кредита, который позволил бы не только рассчитаться с поставщиками, но и обеспечил дальнейшее развитие. Но публичное заявление Минторга о приостановлении деятельности заморозило переговоры. К концу недели «Доброном» уже подал необходимые материалы о погашении просроченной задолженности в Минторг.
Ассоциация сетей также просит вернуть санкции в рамки административного процесса. Ведь штраф выписывают в суде, а приостановление деятельности – компетенция исключительно Минторга, у ритейлеров нет возможности защищаться. Представителям торгового бизнеса также не понятно, за какие нарушения работу магазина приостановят на 10 дней, а за какие – дадут максимум.
Кирилл Слабко, заместитель начальника торговой инспекции Министерства торговли Беларуси: «Эти критерии есть. Да, они находятся во внутреннем пользовании, потому что имеют отдельные количественные характеристики, которые можно обходить. То есть условно возьмём какое-то нарушение, которое исчисляется десятью наименованиями, то есть субъект хозяйствования может контролировать 9 наименований – и знать, что его не приостановят».
Кстати, в марте «Доброном» по охвату рынка вышел на второе место в стране за счёт объектов сети «Родная сторона». Её собственник разорился, и 70 магазинов перешли в аренду именно к «Доброному». Это и привело к задолженности – сеть не рассчитала силы, когда единовременно выросла почти вдвое. Впрочем, ритейлер уверен, что закрытие не выход.
Василий Якубов, директор сети «Доброном»: «Если же по какой-либо причине своевременного расчёта с поставщиками не произойдёт, долг нашей компанией будет рассматриваться как коммерческий займ, и за период просроченных платежей нашим контрагентам будут выплачиваться проценты за пользование денежными средствами в размере ставки рефинансирования Национального банка плюс 2%».
Но Минторг всё же хочет убедиться, что все долги розданы, а на поставщиков не давят. Ведь на «жалобщиков» «Доброном» может «обидеться» и закрыть для них вход не только в свою сеть, но и на прилавки партнёров по Ассоциации. Такой воспитательный метод широко используется в мире, но в Беларуси за это наказывают. К тому же, если «Доброном» за сутки смог найти 30 миллиардов и без кредитов, почему это нельзя было сделать в положенный срок? Да и вообще, снять санкции возможно, как только задолженность будет погашена. Та же «Берёзка» может открыться уже во вторник. И за примером буквально далеко ходить не нужно.
В этом здании соседствуют два заведения, у которых сегодня диаметрально противоположное настроение. «Берёзку» собираются закрывать, это грозит колоссальными убытками и потерей клиентов. А вот это небольшое кафе уже прошло процедуру оздоровления и готовится вновь принимать посетителей. Министерство торговли закрывало его до 22 июля, впрочем, администрация смогла устранить все недочёты гораздо раньше».
Повторная экспресс-проверка и вердикт – кафе может работать. Директор, конечно, доволен. И хотя считает, что наказание чрезмерное, признаёт – нарушения были.
Андрей Рабчаев, директор частной компании: «Хотелось бы, конечно, чтобы было какое-то более лояльное отношение, чтобы чувствовалось партнёрство, партнёрство частного бизнеса с государством. Законы никто не отменял, их нужно выполнять всем, и они одинаковы для всех».
Сообщений о том, что Минторг временно закрыл очередной объект, наверное, и правда, много. Требование одно – навести порядок! А вот справятся или нет, и в какой срок – на этот вопрос могут ответить только представители торговых объектов.
Итак, перед неким предприятием открывается редкая возможность приобрести дополнительные торговые точки и таким образом расширить бизнес. Предприниматель понимает, что упускать вариант глупо, нужно брать. Но для покупки необходима серьёзная сумма. На этот случай неглупые люди придумали финансовый инструмент, называемый кредитом. Именно кредит позволяет развиваться бизнесу. Однако наше условное предприятие не идёт в банк, а почему-то решает потратить деньги, которые предназначены поставщикам. Оно готово нарушить закон, лишь бы не брать кредит! Почему? Потому что ставка – от 30% до 50%...
В студии «Контуров» – Артур Карпович, первый заместитель министра торговли Республики Беларусь.
Подробности – в видеоинформации
Подписывайтесь на нас в Telegram